Сочинение В чем своеобразие жанра "Мертвых душ" Н.В. Гоголя?
"Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя – это, наверное, самое загадочное и необычное произведение русской литературы. Уже в самом названии чувствуется какой-то парадокс, какое-то противоречие. Как могут быть души мертвыми? И вообще, что это за жанр такой – поэма? Обычно поэмы пишут про героев, про подвиги, про любовь, а тут – про жуликов и про мертвых крестьян. Вот и попробуем разобраться, в чем же своеобразие этого произведения.
Сразу скажу, что "Мертвые души" – это не просто сатира на российскую действительность. Хотя, конечно, критика здесь есть, и очень едкая. Гоголь показывает нам галерею помещиков, каждый из которых по-своему жалок и ничтожен. Манилов – мечтатель и бездельник, у которого все мысли какие-то обтекаемые и бесполезные. Коробочка – прижимистая старуха, которая боится продешевить даже в самой незначительной сделке. Ноздрев – буян и скандалист, готовый на любую подлость. Собакевич – грубый и жадный кулак, думающий только о выгоде. Плюшкин – вообще опустившийся скряга, превратившийся в живой труп.
Каждый из этих персонажей – это как бы портрет определенного порока, определенной черты русского характера, доведенной до абсурда. Гоголь высмеивает их недостатки, но делает это как-то по-доброму, с какой-то грустной иронией. Он как будто говорит: "Да, вот такие мы, русские люди. Не очень красивые, не очень умные, но все-таки свои, родные".
Но "Мертвые души" – это не только критика помещиков. Это еще и критика всей российской бюрократической системы. Чиновники в поэме – это вообще какие-то карикатурные фигуры. Лентяи, взяточники, лицемеры – они только и делают, что перекладывают бумажки да плетут интриги. Им совершенно наплевать на нужды народа, на справедливость, на закон. Главное для них – это чин, деньги и власть.
Гоголь показывает, что российская жизнь того времени прогнила насквозь. Все погрязли в коррупции, в обмане, в лицемерии. И в этой атмосфере всеобщего разложения главный герой – Павел Иванович Чичиков – чувствует себя вполне комфортно. Он – типичный делец, пройдоха, который пытается нажиться на чужом горе. Он скупает мертвые души крестьян, чтобы потом заложить их в банк и получить деньги.
Казалось бы, Чичиков – это вообще отрицательный персонаж. Но Гоголь и к нему относится не без симпатии. Он показывает, что Чичиков – это тоже жертва обстоятельств. Он вырос в нищете, он всю жизнь пытался выбиться в люди, и поэтому он стал таким циничным и расчетливым.
В этом, наверное, и заключается главная особенность гоголевской сатиры. Он не просто обличает пороки, он пытается понять их причины. Он показывает, что зло – это не абстрактное понятие, а результат конкретных исторических и социальных условий.
Но почему же Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой? Ведь в поэме обычно воспевают что-то высокое, героическое, а тут – сплошной негатив. Дело в том, что Гоголь видел в России не только зло, но и потенциал к добру. Он верил в русский народ, в его духовную силу.
В поэме есть лирические отступления, в которых Гоголь размышляет о судьбе России, о ее будущем. Он сравнивает Россию с птицей-тройкой, которая несется вперед, преодолевая все препятствия. И в этих отступлениях звучит надежда на то, что Россия все-таки выберется из той трясины, в которой она оказалась.
Гоголь верил, что "мертвые души" можно оживить, что можно пробудить в людях лучшие чувства. Он хотел, чтобы его поэма заставила людей задуматься о своей жизни, о своем месте в мире. Он хотел, чтобы они стали лучше, чище, добрее.
Поэтому "Мертвые души" – это не просто сатира, это еще и пророчество. Это призыв к покаянию, к духовному возрождению. Гоголь верил, что Россия может стать великой страной, если русский народ осознает свои грехи и исправится.
В этом и заключается своеобразие жанра "Мертвых душ". Это не просто роман, не просто поэма, не просто сатира. Это какое-то уникальное произведение, в котором сочетаются разные жанры и разные стили. Гоголь создал свой собственный жанр, который можно назвать социально-психологической поэмой-сатирой.
"Мертвые души" - это очень сложное произведение, в котором много разных смыслов и уровней. Чтобы понять его до конца, нужно читать его не один раз. Но даже при первом прочтении можно почувствовать его глубину и силу.
Мне кажется, что "Мертвые души" – это одно из самых важных произведений русской литературы. Оно заставляет нас задуматься о том, кто мы такие, куда мы идем, и что нас ждет в будущем.
Главный герой Чичиков, путешествуя по России, встречается с разными помещиками. Каждый из них представляет собой определенный тип личности и определенный порок. Манилов – это воплощение мечтательности и безделья. Коробочка – это символ мелочности и жадности. Ноздрев – это буян и скандалист. Собакевич – это грубый и жадный кулак. Плюшкин – это вообще опустившийся скряга, превратившийся в живой труп.
Все эти персонажи – это как бы портреты русской души, искаженные пороками и страстями. Гоголь показывает, что в России все прогнило насквозь. Все погрязли в коррупции, в обмане, в лицемерии. И в этой атмосфере всеобщего разложения главный герой – Павел Иванович Чичиков – чувствует себя вполне комфортно.
Чичиков – это типичный делец, пройдоха, который пытается нажиться на чужом горе. Он скупает мертвые души крестьян, чтобы потом заложить их в банк и получить деньги. Казалось бы, Чичиков – это вообще отрицательный персонаж. Но Гоголь и к нему относится не без симпатии. Он показывает, что Чичиков – это тоже жертва обстоятельств. Он вырос в нищете, он всю жизнь пытался выбиться в люди, и поэтому он стал таким циничным и расчетливым.
Гоголь не просто обличает пороки, он пытается понять их причины. Он показывает, что зло – это не абстрактное понятие, а результат конкретных исторических и социальных условий.
В поэме есть лирические отступления, в которых Гоголь размышляет о судьбе России, о ее будущем. Он сравнивает Россию с птицей-тройкой, которая несется вперед, преодолевая все препятствия. И в этих отступлениях звучит надежда на то, что Россия все-таки выберется из той трясины, в которой она оказалась.
Гоголь верил, что "мертвые души" можно оживить, что можно пробудить в людях лучшие чувства. Он хотел, чтобы его поэма заставила людей задуматься о своей жизни, о своем месте в мире. Он хотел, чтобы они стали лучше, чище, добрее.
Гоголь создал свой собственный жанр, который можно назвать социально-психологической поэмой-сатирой. "Мертвые души" - это очень сложное произведение, в котором много разных смыслов и уровней. Чтобы понять его до конца, нужно читать его не один раз. Но даже при первом прочтении можно почувствовать его глубину и силу.
Это произведение заставляет нас задуматься о том, кто мы такие, куда мы идем, и что нас ждет в будущем. И, наверное, в этом и заключается главное своеобразие "Мертвых душ". Это книга на все времена, которая всегда будет актуальной и интересной. Она заставляет думать.
Забудьте о мучительном поиске информации. Используйте возможности генератора текста для рерайта, углубленного анализа и создания оригинальных работ. Удивляйте преподавателей и вдохновляйтесь новыми идеями.