Сочинение Критическая статья по "Мертвым душам"
"Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя – это не просто книга, это зеркало, в котором отражается вся российская действительность того времени. И зеркало это, надо сказать, довольно кривое, искажающее, но от этого не менее правдивое. Писать о "Мертвых душах" легко и сложно одновременно. Легко, потому что все мы в школе читали, вроде как понимаем. Сложно, потому что глубина этого произведения просто поражает. Кажется, чем больше думаешь, тем больше нового открываешь.
Гоголь задумал свою поэму как трилогию, как "Божественную комедию" Данте. Первый том – это своего рода "Ад", где Чичиков, главный герой, путешествует по помещичьей России, скупая умерших крестьян, чтобы провернуть какую-то мутную аферу. Но дело не в афере, а в том, кого он встречает на своем пути.
Помещики. Это целая галерея образов, каждый из которых – отдельная трагедия. Манилов – мечтатель, витающий в облаках, абсолютно оторванный от реальности. Он вечно строит какие-то прожекты, но дальше слов дело не идет. Коробочка – мелочная и подозрительная старушка, которая боится продешевить, продавая мертвые души. Ноздрев – буян и скандалист, патологический лгун и хвастун. Собакевич – крепкий хозяйственник, но при этом грубый и необразованный. Плюшкин – апогей скупости и жадности, опустившийся до полного одичания. Каждый из них – это какая-то гипертрофированная черта русского характера, доведенная до абсурда.
И Чичиков, этот ловкий делец, как хамелеон, подстраивается под каждого из них. Он говорит с Маниловым о высоких материях, с Коробочкой торгуется как на базаре, с Ноздревым кутит и скандалит, с Собакевичем ведет деловой разговор. Но кто он на самом деле? Мошенник? Авантюрист? Или просто человек, пытающийся выжить в этом безумном мире?
Сам Гоголь называл Чичикова "подлецом", но подлецом "приобретателем". Он не просто вор или обманщик, он – человек, одержимый идеей накопительства, наживы. И в этом, наверное, и заключается главная проблема. Не в том, что он обманывает помещиков, а в том, что он олицетворяет собой ту самую страсть к обогащению, которая разъедает российское общество изнутри.
Губернский город, который посещает Чичиков, – это тоже отдельный мир, со своими законами и порядками. Чиновники здесь погрязли в коррупции, взяточничестве и лицемерии. Они больше заняты интригами и сплетнями, чем своими прямыми обязанностями. Гоголь с сарказмом описывает их быт, их нравы, их "высокие" интересы. Кажется, что в этом городе нет ни одного честного и порядочного человека.
Автор постоянно отступает от повествования, вставляя лирические отступления. В них он рассуждает о России, о русском народе, о русском языке. Эти отступления придают поэме особую глубину и философский смысл. Он пишет о "птице-тройке", о бескрайних просторах, о силе и мощи русского народа. Но в то же время он говорит и о его недостатках: лени, апатии, невежестве.
Гоголь очень любил Россию, но любил любовью критика. Он видел ее недостатки, ее пороки, и не боялся о них говорить. Он верил в то, что Россию можно изменить к лучшему, но для этого нужно честно взглянуть на себя, признать свои ошибки и начать работать над собой.
Второй том "Мертвых душ" Гоголь сжег. Это большая трагедия. Мы никогда не узнаем, как сложилась судьба Чичикова, как изменилась Россия. Но, судя по сохранившимся отрывкам, Гоголь хотел показать нам положительные образы, людей, которые живут по совести, которые стремятся к добру и справедливости.
Многие критики пытались разгадать смысл "Мертвых душ". Кто-то видел в ней сатиру на российскую действительность, кто-то – философское размышление о судьбе России, кто-то – психологический портрет русского человека. Наверное, все они правы по-своему. "Мертвые души" – это многогранное произведение, которое можно интерпретировать по-разному.
Для меня "Мертвые души" – это прежде всего книга о человеческих пороках. О том, как жадность, скупость, лень, лицемерие могут погубить человека, превратить его в "мертвую душу". Но в то же время это и книга о надежде. О том, что даже в самом падшем человеке можно найти искру божью, что всегда есть шанс на искупление и возрождение.
Читая "Мертвые души", я думаю о том, что изменилось в России с тех пор. К сожалению, многое осталось прежним. Мы все так же боремся с коррупцией, с бедностью, с невежеством. Мы все так же мечтаем о лучшей жизни, но не всегда готовы что-то делать для этого.
Но я верю в то, что Россия может стать лучше. Я верю в то, что мы можем построить справедливое и процветающее общество. Но для этого нам нужно помнить уроки Гоголя, честно смотреть на себя и не бояться признавать свои недостатки. Нам нужно стараться быть лучше, чем те "мертвые души", которые окружают нас.
Критиковать такое произведение, как "Мертвые души", очень сложно. Потому что, на мой взгляд, это бессмертная классика, которая будет актуальна во все времена. Гоголь сумел создать такие образы, которые живут своей жизнью, которые становятся нарицательными. Мы говорим "маниловщина", "плюшкинство", "ноздревщина" – и сразу понимаем, о чем идет речь.
Гоголь – гений. Он умел видеть смешное в грустном, высокое в низком, правду в лжи. Он умел писать так, что его книги заставляют нас смеяться и плакать, думать и чувствовать. И за это мы должны быть ему благодарны.
В заключение я хочу сказать, что "Мертвые души" – это не просто школьное произведение, которое нужно прочитать и забыть. Это книга, к которой нужно возвращаться снова и снова, каждый раз открывая для себя что-то новое. Это книга, которая помогает нам лучше понять себя и окружающий мир. И я надеюсь, что когда-нибудь мы сможем сказать, что Россия, о которой мечтал Гоголь, стала реальностью. И что "мертвых душ" в ней больше нет.
Наверное, это слишком пафосно и наивно. Но я так думаю. И надеюсь, что мое сочинение получилось не слишком скучным и занудным. Я старался написать его от души.
Почувствуйте себя экспертом в литературе! Используйте рерайт текста для адаптации сгенерированного материала к своему стилю, обогатите свой анализ свежими идеями и уверенно представьте свою точку зрения. Получите мощную поддержку в создании уникальной работы, основанной на глубоком понимании Мертвых душ.