Сочинение Почему Гоголь назвал свое произведение поэмой?
Поэма… Что это такое? Обычно, когда мы слышим это слово, в голове сразу всплывают образы чего-то большого, величественного, может быть, даже немного героического. Вспоминаются былины про богатырей, сказки Пушкина вроде «Руслана и Людмилы». Но «Мертвые души» Гоголя… Разве это поэма? Когда я впервые взялся за чтение, мне казалось, что это скорее длинный, немного забавный и в то же время грустный, роман о жизни России. История Чичикова, скупающего умерших крестьян, совсем не вязалась с моими представлениями о героической поэме.
И все же Гоголь назвал свое произведение именно так. Почему? Чтобы понять это, нужно заглянуть глубже, увидеть в «Мертвых душах» не просто описание российской действительности, а нечто большее.
Во-первых, поэма – это ведь не только про героев и подвиги. Это еще и про лиризм, про чувства, про размышления автора. А этого в «Мертвых душах» предостаточно! Вспомним лирические отступления Гоголя – о России, о дороге, о жизни. Они как будто вырываются из повествования, давая нам передышку от похождений Чичикова и возможность задуматься о вечном. Эти отступления наполнены любовью к родине, тоской по идеалу, болью за ее недостатки. Разве это не поэзия? Разве это не голос поэта, обращающегося к читателю?
Во-вторых, поэма предполагает масштабность замысла. Да, «Мертвые души» - это история Чичикова, но в то же время это история целой страны. Гоголь хотел показать всю Россию, со всеми ее пороками и достоинствами, со всеми типами людей, населяющих ее. Он хотел создать широкую панораму русской жизни, такую, чтобы каждый читатель мог увидеть в ней что-то знакомое, что-то свое. Разве это не масштабный замысел, достойный поэмы? Чичиков – лишь один из элементов этой огромной картины, лишь один из множества персонажей, олицетворяющих разные стороны российской действительности.
В-третьих, важна идея преображения. Гоголь задумывал «Мертвые души» как произведение в трех томах. В первом томе мы видим Россию во всей ее неприглядности – мир помещиков, чиновников, погрязших в корыстолюбии и невежестве. Но Гоголь верил, что Россия способна к возрождению, к духовному преображению. Он надеялся показать это во втором и третьем томах, вывести Чичикова из его тупика, заставить его задуматься о смысле жизни, о душе. К сожалению, второй том был уничтожен автором, но сама идея преображения, надежда на лучшее будущее, пронизывает все произведение. Разве это не тема, достойная поэмы, произведения, которое должно вдохновлять, вселять надежду?
В-четвертых, обратим внимание на язык Гоголя. Он удивительно образный, яркий, сочный. Он использует множество тропов – метафор, эпитетов, сравнений – чтобы создать запоминающиеся образы. Вспомним описание помещиков – Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина. Каждый из них – это законченный, яркий тип, созданный с помощью мастерского владения словом. Гоголь умеет видеть смешное в грустном, трагичное в комичном. Он умеет передать тончайшие оттенки чувств, создать неповторимую атмосферу. Разве это не поэтический язык? Разве это не язык художника, который видит мир в красках и звуках?
И, наконец, вспомним о жанровых особенностях поэмы. Она допускает сочетание разных элементов – эпического повествования, лирических отступлений, драматических сцен, сатирических зарисовок. Все это мы находим в «Мертвых душах». Гоголь свободно переходит от описания быта помещиков к размышлениям о судьбе России, от комических сцен к трагическим эпизодам. Он использует сатиру как оружие против пороков общества, но в то же время не забывает о сочувствии к своим героям. Он создает произведение, которое трудно однозначно отнести к какому-либо одному жанру. Это своеобразный синтез разных жанров, в чем и проявляется новаторство Гоголя.
Таким образом, название "поэма" для "Мертвых душ" – это не просто дань традиции или желание придать произведению больший вес. Это осознанный выбор автора, который хотел подчеркнуть масштабность замысла, лиризм повествования, надежду на преображение России и своеобразие художественного языка. Гоголь видел в "Мертвых душах" не просто роман, а произведение, которое должно поразить воображение читателя, заставить его задуматься о смысле жизни, о судьбе родины, о своей собственной душе.
Возможно, сначала мы не понимаем, почему "Мертвые души" – это поэма. Но, прочитав произведение внимательно, мы начинаем видеть в нем те черты, которые свойственны этому жанру. Мы видим лирические отступления, масштабность замысла, идею преображения, образный язык и синтез разных жанров. Мы понимаем, что Гоголь создал не просто описание российской действительности, а произведение искусства, которое заставляет нас думать, чувствовать, сопереживать.
“Мертвые души” – это поэма не в классическом понимании, а в том смысле, что это произведение, наполненное авторским чувством, лиризмом, глубокими размышлениями о России и ее народе. Это поэма о погибающей душе и надежде на ее возрождение. Это поэма о мертвых душах, которые еще могут быть спасены.
Именно поэтому Гоголь назвал свое произведение поэмой. Он хотел, чтобы мы увидели в нем не просто историю Чичикова, а историю России, историю души человеческой. Он хотел, чтобы мы задумались о вечном, о смысле жизни, о своем месте в этом мире. И, наверное, ему это удалось.
С ChatInfo вы можете получить профессиональные ответы на самые сложные вопросы литературы. Наш генератор текста предлагает нестандартные подходы к анализу произведений, рассматривает различные интерпретации критиков и помогает понять авторский замысел. Откройте для себя новые грани Мертвых душ с ChatInfo.