Сочинение В чем схожи и в чем различаются Собакевич и Плюшкин?
В поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" особое место занимают образы помещиков. Автор не просто описывает их внешний вид и привычки, он создает целую галерею характеров, каждый из которых по-своему отталкивающий и в то же время трагичный. Среди них выделяются две фигуры: Михаил Семенович Собакевич и Степан Плюшкин. На первый взгляд, это совершенно разные люди, однако при ближайшем рассмотрении можно обнаружить как сходства, так и существенные различия между ними.
Прежде всего, стоит отметить, что оба помещика - яркие представители крепостнической России. Они живут за счет труда крестьян, не задумываясь о своих подопечных. Их главная цель - накопление богатства, пусть и разными способами. И Собакевич, и Плюшкин - хозяева. Они владеют землей, домами, крестьянами, и считают себя полными хозяевами своей жизни. В этом смысле они похожи на других помещиков, изображенных в поэме, таких как Манилов, Коробочка и Ноздрев. Все они – продукт своей эпохи, системы, которая позволяла одним жить в роскоши за счет эксплуатации других.
Однако способы ведения хозяйства и отношение к жизни у Собакевича и Плюшкина кардинально отличаются.
Собакевич – крепкий, основательный помещик. Он заботится о своем хозяйстве, хоть и своеобразно. Его крестьяне, хотя и работают на него, живут, судя по всему, неплохо. Дома построены добротно, скот ухожен. Собакевич - человек практичный, даже прижимистый, но не скупой. Он скорее хозяйственный. Его скупость проявляется в торговле, в стремлении выгодно продать товар, в данном случае – мертвые души. Он знает цену вещам и людям. Он не обманывает в открытую, как Ноздрев, но всегда старается извлечь максимальную выгоду из любой ситуации. В разговоре с Чичиковым он сразу понимает цель его визита и ловко играет свою роль, выставляя своих мертвых крестьян чуть ли не героями.
Собакевич – человек немногословный, но каждое его слово весомо. Он говорит то, что думает, не стесняясь в выражениях. Он груб, прямолинеен, иногда даже циничен, но в этом есть своя правда. Он не лицемерит, как Манилов, не врет без зазрения совести, как Ноздрев. Его честность, пусть и грубая, вызывает некоторое уважение. Он практичный, сильный человек, который умеет вести дела. Он – кулак, хозяин, который крепко стоит на земле.
В отличие от Собакевича, Плюшкин – это человек, который давно потерял всякий интерес к жизни. Он превратился в ходячий символ скупости и жадности. Его хозяйство находится в полном запустении. Дома разваливаются, поля заросли сорняками, крестьяне разбежались или умерли от голода и болезней. Все это – результат маниакальной страсти к накопительству. Плюшкин собирает все подряд: старые тряпки, ржавые гвозди, обрывки бумаги. Он боится потратить хоть копейку, боится, что его обманут, обокрадут. Его скупость переходит все границы и превращается в безумие.
Плюшкин – это трагедия. Он не просто скупой человек, он – человек, который потерял все человеческое. Он забыл о своих друзьях, отвернулся от своей семьи. Его единственная радость – это пересчитывать свои богатства, которые, впрочем, никому не нужны. Он живет в полном одиночестве, окруженный лишь горами хлама. Его дом – это не жилище, а склад ненужных вещей, символ его души, заваленной хламом мелочных страстей и обид.
Главное различие между Собакевичем и Плюшкиным заключается в их отношении к жизни и к людям. Собакевич, хоть и груб и прижимист, все же остается человеком. Он заботится о своем хозяйстве, поддерживает какой-никакой порядок. Он может общаться с людьми, пусть и в своеобразной манере. Он еще не потерял связь с реальностью.
Плюшкин же полностью оторвался от реальности. Он замкнулся в своем мире скупости и жадности. Он не видит ничего вокруг, кроме своих сокровищ. Он не способен на сочувствие, сострадание, любовь. Он - мертвая душа, еще при жизни. Он – предупреждение о том, что может случиться с человеком, который ставит материальные ценности выше духовных.
Таким образом, Собакевич и Плюшкин – это два разных типа помещиков, олицетворяющих разные стороны крепостнической России. Оба они – отрицательные персонажи, но каждый по-своему. Собакевич – это грубый, но практичный хозяин, который заботится о своем хозяйстве. Плюшкин – это безумный скряга, который потерял все человеческое. Они похожи в своей алчности и стремлении к наживе, но совершенно различны в своем отношении к жизни и к людям. И если Собакевич вызывает скорее отвращение, то Плюшкин – еще и жалость. Гоголь показывает нам, что скупость и жадность могут привести человека к полной деградации и духовному опустошению. Плюшкин – это не просто скупой помещик, это символ человеческой трагедии, предостережение для всех нас. Он показывает, как легко можно потерять себя, забыв о главных человеческих ценностях.
В заключение стоит сказать, что образы Собакевича и Плюшкина - это не просто карикатуры на помещиков. Это глубокие психологические портреты, которые отражают социальные и моральные проблемы России того времени. Гоголь показывает, как крепостное право уродует души людей, превращая их в жадных, бездушных существ. И если Собакевич еще сохраняет какие-то остатки человечности, то Плюшкин – это уже полная деградация, символ духовной смерти. Анализ этих двух персонажей позволяет лучше понять замысел автора и глубже проникнуть в суть поэмы "Мертвые души"
ChatInfo поможет вам! Наш сервис – это не просто рерайт текста, это генератор текста, который быстро и качественно проанализирует образы героев, выделит ключевые аспекты их сходства и различия, предоставив готовое решение для вашего сочинения. Получите грамотный и структурированный текст, экономьте время и повышайте успеваемость!