Сочинение Синквейн "Плюшкин"
Плюшкин… Одно это имя вызывает целую бурю чувств. От отвращения и жалости до какого-то странного, почти болезненного интереса. Кто он такой, этот странный помещик из гоголевских «Мертвых душ»? Почему он стал таким, каким мы его видим? И что он может рассказать нам о нас самих? В рамках этого сочинения, я попробую разобраться в этом образе через форму синквейна – стихотворения из пяти строк, которое позволяет лаконично и емко выразить суть.
Первый синквейн, наверное, самый простой, самый очевидный. Он о том, каким Плюшкин предстает перед нами в начале повествования.
Плюшкин.
Скупой, жалкий.
Собирает, копит, гниет.
Душа умерла раньше тела.
Хлам.
Этот синквейн – концентрат первого впечатления. В нем отражены основные черты внешнего и внутреннего облика героя. Скупость – его определяющая черта. Жалкий – потому что эта скупость довела его до крайнего убожества. "Собирает, копит, гниет" – это динамика его существования, бессмысленное накопление, которое приводит к разрушению, как физическому, так и духовному. "Душа умерла раньше тела" – это о том, что Плюшкин, по сути, уже не живет, а существует, его человеческое в нем давно угасло. И, наконец, "Хлам" – это и символ всего, что его окружает, и метафора его собственной жизни.
Но поверхностный взгляд редко бывает верным. Чтобы понять Плюшкина глубже, нужно заглянуть в его прошлое. Гоголь дает нам лишь намеки на это прошлое, но они позволяют составить картину жизни, которая привела героя к такому печальному финалу. И вот второй синквейн:
Бывший.
Хозяин, бережливый.
Любил, заботился, потерял.
Удар судьбы сломал его.
Одиночество.
Этот синквейн о Плюшкине до трагедии. "Бывший" – потому что прежнего Плюшкина уже нет. "Хозяин, бережливый" – намек на его прошлое, когда он был не просто скрягой, а рачительным хозяином. "Любил, заботился, потерял" – это ключевая фраза, говорящая о том, что в его жизни была любовь, забота о близких, но он все это потерял. Смерть жены, женитьба дочерей, ссора с сыном – все это обрушилось на него, сломало его дух. "Удар судьбы сломал его" – это объяснение, но не оправдание. Трагедия в жизни не всегда приводит к озлоблению и скупости, но в случае с Плюшкиным она стала отправной точкой деградации. И, наконец, "Одиночество" – вот что стало главным итогом его жизни, тем, что окончательно добило его.
Одиночество – это страшная вещь. Оно может сломать даже самого сильного человека. Но, с другой стороны, оно может и раскрыть в человеке его лучшие качества. В случае с Плюшкиным, одиночество, помноженное на пережитые трагедии, привело к гипертрофированной скупости, к отгораживанию от мира. И вот третий синквейн, который отражает его отношение к миру:
Стена.
Холодный, неприступный.
Защищает, отталкивает, прячет.
Страх потери стал навязчивой идеей.
Крепость.
Плюшкин построил вокруг себя стену из старых вещей, из мусора, из собственного равнодушия. "Холодный, неприступный" – это его отношение к миру, к людям. "Защищает, отталкивает, прячет" – стена защищает его от внешнего мира, от возможных потерь, но одновременно она отталкивает людей, прячет его от самого себя. "Страх потери стал навязчивой идеей" – именно страх движет им, заставляет его копить и копить, не тратя ничего. И, наконец, "Крепость" – вот во что превратился его дом, его душа, его жизнь. Крепость, в которой он сам заключен.
Но даже в самой неприступной крепости есть бреши. Даже в самой черствой душе иногда просыпаются проблески человечности. Гоголь показывает нам эти проблески в воспоминаниях о прошлом, в редких моментах, когда Плюшкин проявляет хоть какую-то заинтересованность в окружающем мире. И вот четвертый синквейн:
Искра.
Слабая, тусклая.
Мерцает, гаснет, пробивается.
Воспоминания о былом тепле.
Надежда.
"Искра" – это то немногое, что осталось от прежнего Плюшкина. "Слабая, тусклая" – потому что эта искра почти не видна под слоем наслоений времени, обид, потерь. "Мерцает, гаснет, пробивается" – это показывает неравномерность проявления этой искры, её непредсказуемость. "Воспоминания о былом тепле" – именно воспоминания о прошлом, о любви, о заботе, пробуждают эту искру. И, наконец, "Надежда" – слабая, призрачная, но все же надежда на то, что в Плюшкине еще не все потеряно. Надежда на то, что он еще может вернуться к человеческой жизни.
Но, к сожалению, надежда эта не оправдывается. Плюшкин так и остается в своей крепости, в своем хламе, в своем одиночестве. Он так и не смог переступить через себя, преодолеть свой страх, вернуться к жизни. И это – самая страшная трагедия этого героя. И вот пятый, финальный синквейн:
Урок.
Горький, поучительный.
Предостерегает, обличает, заставляет задуматься.
Что мы ценим в этой жизни?
Выбор.
"Урок" – Плюшкин – это урок для нас всех. "Горький, поучительный" – потому что этот урок неприятный, но важный. "Предостерегает, обличает, заставляет задуматься" – он предостерегает нас от того, чтобы не утонуть в мелочности, в скупости, в страхе. Он обличает наше равнодушие, нашу черствость. Он заставляет нас задуматься о том, что мы ценим в этой жизни. "Что мы ценим в этой жизни?" – это главный вопрос, который задает нам образ Плюшкина. И, наконец, "Выбор" – каждый из нас делает свой выбор. Выбор между жизнью и существованием, между любовью и ненавистью, между щедростью и скупостью. Выбор, который определяет нашу судьбу.
Плюшкин – это не просто персонаж, это – зеркало. Зеркало, в котором мы можем увидеть отражение своих собственных слабостей, своих собственных страхов, своих собственных пороков. И от нас зависит, каким будет это отражение. Сможем ли мы увидеть в нем проблеск надежды, или же оно навсегда останется отражением убожества и одиночества. Поэтому, изучая Плюшкина, мы изучаем не только русскую литературу, но и самих себя. И это делает этот образ вечным и актуальным.
Мы предлагаем уникальный инструмент, который облегчит ваш труд. ChatInfo – это не просто генератор текста, это ваш надежный помощник, который поможет сделать профессиональный рерайт текста и представить сложные идеи в простой и лаконичной форме.