Сочинение Тема: Изображение помещиков в поэме "Мертвые души"
В поэме Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" галерея помещиков занимает центральное место, отражая уродливые стороны русской действительности начала XIX века. Автор не просто рисует портреты отдельных личностей, но и создает обобщенные типы, в которых высмеивает пороки всего помещичьего класса. Через детальное описание внешности, быта, манер и речевых особенностей Гоголь показывает духовную деградацию и моральное разложение этих людей.
Первым на пути Чичикова оказывается Манилов, помещик, чье имя стало нарицательным для обозначения бесплодной мечтательности и слащавой сентиментальности. Внешность Манилова приятна и располагает к себе: "Он был человек видный; черты лица его не лишены были приятности, но в этой приятности, казалось, чересчур было передано сахару". Эта слащавость проникает во все сферы его жизни. Его усадьба, хоть и производит впечатление, находится в запущенном состоянии: беседка с надписью "Храм уединенного размышления" заброшена, пруд зарос тиной, а в доме всегда чего-то не хватает. Манилов живет в мире иллюзий, предаваясь пустым рассуждениям и планам, которые никогда не воплощаются в жизнь. Он мечтает о строительстве моста через пруд, о подземном ходе в другой дом, но ничего не делает для реализации этих проектов. Его хозяйство ведется из рук вон плохо, крестьяне живут в нищете, а сам помещик довольствуется малым и не проявляет никакой инициативы.
Речь Манилова также отличается излишней слащавостью и витиеватостью. Он постоянно употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, его фразы полны комплиментов и выражений почтения. Однако за этой внешней учтивостью скрывается пустота и отсутствие искренности. Манилов готов продать Чичикову "мертвые души" из простого желания угодить и произвести впечатление. Для него это всего лишь предмет для разговора, не имеющий никакой реальной ценности. Таким образом, Манилов предстает перед нами как воплощение бесплодной мечтательности, лени и духовной пустоты.
Совершенно другим типом помещика является Коробочка, старуха, помещица, крепко держащаяся за свои традиции и живущая в узком мирке собственных интересов. Ее усадьба отличается чистотой и опрятностью, но при этом в ней царит атмосфера застоя и однообразия. Все вещи в доме Коробочки старые и ветхие, но она не спешит избавляться от них, так как привыкла к ним и боится перемен. Она ведет хозяйство по старинке, не стремясь к нововведениям и улучшениям. Главная забота Коробочки – это собственное благополучие и приумножение своего имущества. Она скупа и расчетлива, старается выжать максимум прибыли из своего хозяйства и не упустит ни одной возможности заработать копейку.
Коробочка недоверчива и подозрительна. Она долго не решается продать Чичикову "мертвые души", опасаясь продешевить и быть обманутой. Ее мучают сомнения и страхи, она боится "как бы не надуть". В итоге она соглашается на сделку, но при этом долго торгуется и выпрашивает у Чичикова различные мелочи, такие как пенька и сало. Коробочка – это воплощение ограниченности, скупости и невежества. Она живет в узком мирке своих интересов и не интересуется ничем, что выходит за его рамки.
Ноздрев – помещик-гуляка, бретер и скандалист. Он импульсивен, склонен к хвастовству и лжи, его поведение непредсказуемо и вызывающе. Ноздрев – человек без принципов и моральных устоев. Он легко нарушает обещания, обманывает и подставляет своих знакомых. Его усадьба находится в запущенном состоянии, хозяйство ведется из рук вон плохо. Ноздрев больше заботится о развлечениях и кутежах, чем о благополучии своих крестьян.
Внешность Ноздрева отражает его буйный и необузданный характер: "Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и рвалось с лица его". Он постоянно находится в движении, не может усидеть на месте. Речь Ноздрева отличается импульсивностью и несдержанностью. Он постоянно перебивает собеседников, хвастается своими подвигами и рассказывает небылицы. Ноздрев предлагает Чичикову сыграть в шашки или в карты, чтобы решить вопрос о продаже "мертвых душ". Он пытается обмануть Чичикова и выиграть у него деньги. В итоге между ними возникает ссора, и Чичиков вынужден спешно покинуть усадьбу Ноздрева. Ноздрев – это воплощение бесшабашности, легкомыслия и моральной распущенности. Он не признает никаких правил и ограничений и живет одним днем.
Собакевич – помещик-кулак, грубый и неотесанный человек, отличающийся физической силой и практической сметкой. Он крепко стоит на ногах и умеет вести хозяйство. Его усадьба отличается основательностью и добротностью. Все постройки в доме Собакевича крепкие и надежные, мебель изготовлена из толстого дерева, посуда – из тяжелого металла. Собакевич ценит в вещах прочность и долговечность.
Собакевич – человек немногословный и суровый. Он не склонен к сантиментам и пустым разговорам. Внешность Собакевича также отличается грубостью и массивностью: "Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но какая-то очень странная, словом, как бывает у человека, который глядит на тебя исподлобья". Речь Собакевича отличается прямотой и лаконичностью. Он говорит мало, но по делу. Он не стесняется в выражениях и может быть грубым и резким. Собакевич оценивает "мертвые души" как товар и требует за них высокую цену. Он торгуется с Чичиковым, стараясь выжать из него максимум прибыли. Собакевич – это воплощение грубой силы, практичности и скупости. Он лишен духовности и живет только материальными интересами.
Плюшкин – помещик, достигший крайней степени скупости и жадности. Его усадьба находится в полном запустении, дом разваливается, а в комнатах царит грязь и беспорядок. Плюшкин превратил свой дом в склад старых и ненужных вещей. Он собирает все, что попадается ему под руку, и ничего не выбрасывает. Одежда Плюшкина грязная и рваная, он ходит в лохмотьях и выглядит как нищий.
Плюшкин потерял всякий интерес к жизни и превратился в живого мертвеца. Он забыл о своих близких и живет только одной мыслью – сохранить свое богатство. Плюшкин подозрителен и недоверчив, он боится, что его обкрадут. Он скрывает свои сокровища и никому не доверяет. Плюшкин – это воплощение крайней степени деградации личности, вызванной скупостью и жадностью. Он потерял человеческий облик и превратился в жалкое и ничтожное существо.
В галерее помещиков, созданной Гоголем, каждый образ является ярким и запоминающимся. Автор использует различные художественные приемы, такие как гротеск, сатира и юмор, чтобы высмеять пороки помещичьего класса. Он показывает духовную деградацию и моральное разложение этих людей, их эгоизм, жадность, лень и невежество. Помещики Гоголя – это не просто отдельные личности, а обобщенные типы, в которых отражаются недостатки всего русского общества того времени.
Изображение помещиков в поэме "Мертвые души" имеет глубокий социальный смысл. Гоголь критикует крепостническую систему и показывает ее негативное влияние на жизнь помещиков и крестьян. Он призывает к нравственному возрождению русского общества и к борьбе с пороками, которые разъедают его изнутри. Поэма "Мертвые души" является не только сатирическим произведением, но и глубоким размышлением о судьбе России и о путях ее развития. Гоголь показывает, что только через нравственное очищение и духовное возрождение можно построить справедливое и процветающее общество. Галерея помещиков в "Мертвых душах" – это зеркало, в котором отражаются недостатки русского общества, и призыв к его изменению.
С нашей помощью вы получите структурированный текст, раскрывающий характеры, пороки и трагедии поместного дворянства. Мы предлагаем как комплексный анализ, так и возможность получить рерайт текста, или же использовать генератор текста для новых, уникальных материалов по теме.