Сочинение Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»
А.П. Чехов – мастер короткого рассказа. Он умел в нескольких страницах показать настоящую жизнь, со всеми её смешными и грустными сторонами. Одним из самых известных его рассказов является «Человек в футляре». Название уже говорит нам о главном герое – человеке, который прячется от жизни, боится её. Но что в этом рассказе смешного, а что грустного? Давайте попробуем разобраться.
На первый взгляд, рассказ кажется даже немного комичным. Главный герой, Беликов, вызывает улыбку своим странным поведением. Он всегда ходит в темных очках, ватном пальто, с зонтиком, и все вещи у него в чехлах. Он всего боится: шума, движения, новых идей. Его девиз: "Как бы чего не вышло". Это смешно, потому что мы видим человека, который до абсурда загоняет себя в рамки, лишает себя радостей жизни. Он напоминает нам смешного чудака, который боится собственной тени.
Смешным кажется и то, как Беликов относится к другим людям. Он постоянно всех критикует, указывает на недостатки, боится, что кто-то нарушит правила и порядок. Он видит опасность во всем: в громком разговоре, в веселой песне, в яркой одежде. Его боязнь всего нового и необычного выглядит комично и нелепо. Иногда кажется, что Беликов просто придирается к людям, чтобы почувствовать себя выше и умнее.
Но если присмотреться внимательнее, то за смешным поведением Беликова скрывается глубокая грусть. Он не просто странный человек, он – несчастный человек. Он боится жизни, потому что не знает, как с ней справиться. Он прячется в свой "футляр", потому что так ему кажется безопаснее. Он не умеет радоваться, любить, общаться с людьми. Его жизнь пуста и однообразна. И это уже не смешно, а грустно.
Грустным становится и то, как Беликов влияет на окружающих. Он своей боязнью и критикой отравляет жизнь других людей. Он заставляет всех бояться, думать только о том, что скажут другие, следовать правилам и инструкциям. Под его влиянием город становится серым и унылым. Люди теряют радость жизни, становятся похожими на самого Беликова – "людьми в футлярах". И это уже не просто грустно, а страшно.
Особенно трагичной является история любви Беликова и Вареньки. Казалось бы, вот шанс для Беликова вырваться из своего "футляра", полюбить, начать новую жизнь. Но его боязнь всего нового и необычного оказывается сильнее. Он не может принять свободолюбивый и жизнерадостный характер Вареньки. Он боится, что она слишком громкая, слишком веселая, слишком свободная. В итоге, он упускает свой шанс на счастье, и Варенька выходит замуж за другого.
Смерть Беликова тоже вызывает грусть. Даже после смерти он не перестает быть "человеком в футляре". Его хоронят в гробу, который кажется таким же тесным и неудобным, как его жизнь. И даже после смерти его влияние на окружающих не исчезает. Люди продолжают бояться, продолжают жить в своих "футлярах". И это говорит о том, что проблема "человека в футляре" – это не просто проблема одного человека, это проблема всего общества.
Чехов показывает, что "футляр" может быть разным. Это может быть страх перед начальством, боязнь общественного мнения, нежелание брать на себя ответственность. Но в любом случае, "футляр" лишает человека свободы, радости жизни, делает его несчастным.
В рассказе есть и другие персонажи, которые вызывают и смех, и грусть. Например, учитель истории Буркин. Он кажется простым и добрым человеком, но и он не может вырваться из своего "футляра". Он рассказывает истории о Беликове, но сам боится что-то изменить в своей жизни. Он, как и многие другие, приспосабливается к жизни в страхе и подчинении.
Врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский тоже кажется смешным, когда рассказывает о своей скучной и однообразной жизни. Но за этой смешной историей скрывается грусть от того, что человек тратит свою жизнь впустую, не реализовывает свой потенциал.
Особенно хочется отметить образ Михаила Коваленко, брата Вареньки. Он, казалось бы, полная противоположность Беликова. Он сильный, смелый, жизнерадостный. Он не боится высказывать свое мнение, не боится бороться за свои убеждения. Но даже он не может победить "футлярное" мышление. Он уезжает из города, разочарованный и уставший от борьбы.
Рассказ "Человек в футляре" заставляет задуматься о многом. О том, как мы живем, чего боимся, к чему стремимся. Он показывает, что жизнь может быть разной: смешной и грустной, радостной и печальной, свободной и несчастной.
Иногда мы смеемся над Беликовым, потому что не понимаем его страхов. Но иногда мы узнаем в нем самих себя. Мы тоже боимся нового, необычного, непонятного. Мы тоже прячемся в свои "футляры", чтобы защититься от жизни.
Чехов показывает, что "футляр" – это не просто физический предмет, это состояние души. Это боязнь, неуверенность, страх перед жизнью. И только преодолев свой страх, вырвавшись из своего "футляра", можно стать по-настоящему счастливым.
Рассказ Чехова актуален и сегодня. В нашем современном мире, полном стрессов и неопределенности, многие люди прячутся в свои "футляры". Кто-то боится потерять работу, кто-то боится осуждения, кто-то боится просто быть собой.
Но Чехов призывает нас не бояться жизни, не прятаться в свои "футляры". Он призывает нас быть смелыми, открытыми, жизнерадостными. Он призывает нас любить, творить, мечтать. Он призывает нас жить полной жизнью, не тратить ее на страх и подчинение.
В заключение хочется сказать, что рассказ "Человек в футляре" – это не просто смешная и грустная история о странном человеке. Это глубокое и мудрое произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни, о свободе и счастье. Это рассказ о том, как важно быть самим собой, не бояться жизни и не прятаться в свои "футляры". И даже сквозь кажущуюся безысходность в конце, сквозит тихим голосом надежда, что мысль о необходимости вырваться из футляра зародилась в головах читателей. Надежда, что смешное и грустное, увиденное в рассказе, поможет нам стать чуточку лучше и смелее.
Ищете нестандартный взгляд на классику? Наш инструмент, способный провести рерайт текста и предлагающий функцию генератор текста, предоставит свежие идеи и глубокий смысл в вашем эссе о Чехове.