Сочинение по Чехову на тему «Как человек превращается в обывателя? Рассказы «Ионыч» и «Человек в футляре»
Антон Павлович Чехов в своих произведениях мастерски исследует жизнь и характеры людей, часто затрагивая темы внутренней пустоты и духовной деградации. В его рассказах «Ионыч» и «Человек в футляре» он обрисовывает портреты людей, которые, каждый по-своему, поддались обывательской скуке и рутинизму, утратили свою личную цель и послужили иллюстрацией того, как человек постепенно превращается в «обломка» общества.
Рассказ «Ионыч» повествует о жизни Дмитрия Ионыча Старцева, талантливого и амбициозного врача, который, переехав в провинциальный город, постепенно становится частью его заурядной жизни. С первых шагов своей карьеры Ионыч показывает себя благородным и целеустремленным человеком. Его интерес к делу, к людям и даже к любви представляют его как жизнерадостного и активного индивида с большими ожиданиями. Однако с течением времени работа превращается для него в рутину, а увлечения — в сытое и ленивое существование. Постепенно его душа черствеет, он становится чванливым и денежным, его жизнь сужается до границ его кабинета и ежедневных приёмов. Искренняя любовь к Екатерине Туркиной, художнице и мечтательнице, не может разбудить его затухающую душу. Старцев все более удаляется от людей, замыкаясь в себе, и, в конечном итоге, становится скаредным и черствым стариком, совершенно потерявшим вкус к жизни.
На другом полюсе находится Беликов — главный герой рассказа «Человек в футляре». В отличие от Ионыча, Беликов изначально представляет собой типичнейшего обывателя, боящегося всего нового и непривычного. Он живёт по принципам «как бы чего не вышло», погружен в мир запретов и ограничений, создавая вокруг себя футляр, в котором ему кажется безопаснее. Свои убеждения и страхи он навязывает другим, стремясь контролировать их жизнь и подавлять всяческое проявление свободы. Беликов отрицает красоту жизни, боится творчества и прямой речи, оцепенело цепляясь за старое и знакомое, предпочитая нежиться в мрачной тени привычного бытия. Его одиночество и страдания оказываются столь же абсолютными, сколь и добровольными. В конце концов, даже возможность любви вызывают у него лишь ужас и ощущение краха. Его смерть становится символическим финалом — замкнувшаяся в своем футляре душа находят покой лишь в вечном сне.
Итак, Чехов через судьбы своих героев показывает, как личность может деградировать, превращаясь в обывателя, запертая в футляре рутинных, ограниченных ежедневных забот и страхов. Независимо от начального социального статуса и уровня интеллектуального развития центральных персонажей — Ионыча и Беликова — они оба иллюстрируют всеобщую опасность обывательской жизни, поглощающей страсть и приводящей к растущей духовной пустоте. В условиях неспособности противопоставить внешнему миру что-то великое и внутренне важное, даже самые смелые и талантливые люди могут стать жертвами омертвляющей заурядности.
Больше не нужно тратить часы на перефразирование и изменение текста – ChatInfo способен выполнить профессиональный рерайт текста за считанные минуты, сохраняя оригинальную суть и смысл. Откройте новый уровень продуктивности с самого эффективного инструмента для литературной работы.