Сочинение Почему в галерее «мертвых душ» Плюшкин изображен последним?
В бессмертной поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» галерея помещиков предстает перед нами как зловещая коллекция человеческих пороков. Каждый из этих персонажей, от Манилова до Собакевича, являет собой определенный тип деградации, духовной и нравственной. Однако, закономерно возникает вопрос: почему именно Плюшкин, накопитель и скряга, завершает эту печальную вереницу? Почему он – последняя «мертвая душа», представленная Чичикову? На мой взгляд, расположение Плюшкина в финале помещичьей главы не случайно. Это кульминация авторского замысла, отражающая глубинную трагедию человеческого падения и окончательное торжество духовной смерти.
Чтобы понять логику расположения персонажей в поэме, стоит вспомнить, как Чичиков посещает помещиков. Сначала перед нами предстает Манилов. Он слащав и мечтателен, но абсолютно бесполезен в практической жизни. Его «маниловщина» - это пустая болтовня и оторванность от реальности. Затем следует Коробочка, прижимистая и подозрительная помещица, живущая в мире устаревших представлений и страха перед всем новым. Ноздрев – буян и скандалист, человек необузданных страстей и патологической лживости. Собакевич – грубый и прямолинейный кулак, ценящий лишь материальную выгоду. Каждый из этих помещиков обладает своим набором недостатков, но у них еще теплится искра жизни: они торгуют, спорят, проявляют эмоции.
И вот, после этих, хоть и уродливых, но еще живых характеров, на сцене появляется Плюшкин. Его поместье поражает своим запустением и упадком. Сад зарос бурьяном, дом обветшал, а в комнатах царит хаос и грязь. Сам Плюшкин предстает перед нами в образе жалкого старика, одетого в лохмотья, напоминающего скорее нищего, чем помещика. Его лицо выражает крайнюю степень подозрительности и злобы. Он давно уже перестал интересоваться чем-либо, кроме накопительства. Все его мысли и чувства сосредоточены на сохранении своих богатств, которые, впрочем, лежат без пользы, гниют и портятся.
Плюшкин – это вершина деградации человеческой личности. В нем умерло все человеческое. Он лишен всяких чувств, привязанностей, интересов, кроме одной – неуемной жажды накопительства. У него нет ни семьи, ни друзей. Он одинок и несчастен, но, кажется, даже не осознает этого. Его душа настолько омертвела, что уже не способна ни к радости, ни к состраданию, ни к любви. Он стал рабом своего богатства, и это рабство превратило его в живой труп.
Почему же именно Плюшкин поставлен в конце помещичьей галереи? Я думаю, что Гоголь хотел показать нам, к чему может привести бездуховность и жажда наживы. Плюшкин – это предупреждение, предостережение от опасности превратиться в подобие бесчувственного существа, единственной целью которого является накопление материальных благ. Он – это крайняя точка падения, за которой уже не остается ничего, кроме полной и окончательной духовной смерти.
В отличие от других помещиков, в Плюшкине практически не осталось ничего, что могло бы вызвать хотя бы слабую симпатию или понимание. В Манилове мы можем увидеть наивность и мечтательность, в Коробочке – хозяйственность, хоть и переходящую в мелочность, в Ноздреве – бесшабашную удаль, в Собакевиче – грубую силу и практичность. Даже в этих отрицательных чертах есть что-то живое, что-то, что роднит этих персонажей с обычными людьми. Но в Плюшкине нет ничего человеческого. Он – словно механизм, запрограммированный только на одно: собирать и хранить.
Гоголь показывает, как постепенно умирает душа Плюшкина. В юности он был хорошим хозяином, у него была семья, жена и дети. Но после смерти жены и в результате ссор с детьми он озлобился и замкнулся в себе. Постепенно главной целью его жизни стало накопление богатства. Он перестал тратить деньги на себя, на своих близких, на улучшение своего хозяйства. Все его мысли были сосредоточены только на том, как бы еще что-нибудь сэкономить и приумножить свое состояние. В результате он превратился в скрягу, живущего в нищете среди огромных богатств.
Плюшкин – это не просто карикатура на скупого человека. Это трагедия человеческого падения, трагедия потери духовности. Гоголь показывает, как жажда наживы может разрушить личность, лишить человека человеческого облика. Плюшкин – это пример того, как богатство может не только не принести счастья, но и привести к полному и окончательному опустошению души.
Именно поэтому Плюшкин занимает последнее место в галерее помещиков. Он – олицетворение крайней степени деградации, к которой может привести бездуховность и жажда наживы. Он – это живой труп, символ окончательной победы материального над духовным. Его образ оставляет тягостное впечатление и заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни.
Расположение Плюшкина в конце помещичьей главы также усиливает трагизм финала первого тома «Мертвых душ». После знакомства с такими уродливыми и мертвыми душами, как у помещиков, Чичиков, казалось бы, должен столкнуться с чем-то более светлым и обнадеживающим. Но вместо этого перед нами предстаёт Плюшкин, который является апогеем духовного разложения. Это создаёт ощущение безысходности и тоски.
Гоголь, помещая Плюшкина в конец галереи помещиков, как бы говорит нам: вот, смотрите, к чему может привести бездуховность и жажда наживы. Это – тупик, это – смерть души. И если мы не хотим повторить судьбу Плюшкина, мы должны задуматься о своей жизни, о своих ценностях, о том, что действительно важно для нас.
В заключение, Плюшкин – это не просто один из помещиков в поэме «Мертвые души». Это – символ, олицетворение крайней степени деградации человеческой личности. Его образ играет важную роль в раскрытии авторского замысла и несет в себе глубокий философский смысл. Расположение Плюшкина в конце помещичьей галереи – это не случайность, а закономерность, отражающая трагедию человеческого падения и торжество духовной смерти. Гоголь показывает нам, что богатство, лишенное духовности и человечности, превращает человека в живой труп, в «мертвую душу». И это – самое страшное, что может случиться с человеком.
Больше не нужно тратить время на поиски информации! ChatInfo предоставит вам глубокий анализ литературных произведений, включая даже самые сложные вопросы, как этот. Нужен рерайт текста для эссе? Или оригинальный генератор текста для доклада? С ChatInfo литературный анализ станет легким и понятным.