Сочинение Особенности архитектуры 17-го века
Семнадцатый век… Для России это время перемен, Смуты, начала новой династии Романовых. И, конечно, все эти события отразились и в архитектуре. Она стала другой, непохожей на то, что было раньше. Мне кажется, архитектура – это как зеркало, в котором видно, что происходило в стране, какие идеи волновали людей.
Если говорить о том, что было до 17 века, то это, конечно, древнерусская архитектура, с ее мощными, приземистыми храмами, белокаменной кладкой и строгими формами. Вспомните, например, Успенский собор во Владимире или церковь Покрова на Нерли. Они кажутся очень спокойными и величественными. В них чувствуется какая-то особая духовность, стремление к небесам, но при этом – связь с землей.
Но вот наступает 17 век, и все начинает меняться. Во-первых, после Смутного времени страна начинает восстанавливаться. Строятся новые города, восстанавливаются старые. И конечно, нужны новые храмы, новые здания. Во-вторых, Россия начинает активно общаться с другими странами, особенно с Европой. И это общение тоже влияет на архитектуру. Русские мастера видят, как строят за границей, и начинают использовать новые приемы и элементы в своей работе.
Одним из главных изменений в архитектуре 17 века становится отказ от строгой симметрии и лаконичности. Здания становятся более нарядными, украшенными. Появляется много декоративных элементов: резные наличники, колонки, изразцы. Все это делает здания более яркими и праздничными.
Особенно ярко это проявляется в так называемом «нарышкинском барокко». Этот стиль получил свое название от фамилии бояр Нарышкиных, которые были родственниками царя Алексея Михайловича. Именно в их усадьбах и храмах впервые появились новые элементы, которые потом стали характерными для этого стиля.
Что же отличает нарышкинское барокко? Прежде всего, это многоярусность. Храмы строятся в несколько ярусов, которые уменьшаются кверху. Это создает ощущение легкости и устремленности ввысь. Кроме того, для нарышкинского барокко характерно использование белого камня и красного кирпича. Белый камень используется для декоративных элементов: наличников, колонн, карнизов. А из красного кирпича выкладываются стены. Контраст между белым и красным цветом делает здания очень выразительными.
Одним из самых известных примеров нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она была построена в конце 17 века на средства боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Эта церковь – настоящая красавица. Она состоит из трех ярусов, украшенных белыми колоннами и резными наличниками. Ажурные кокошники, которые венчают каждый ярус, придают ей особую нарядность. Глядя на эту церковь, кажется, что она словно парит в воздухе.
Еще один интересный пример – церковь Троицы в Лыкове. Она тоже построена в стиле нарышкинского барокко, но имеет свои особенности. Например, у нее более сложная композиция, чем у церкви в Филях. Кроме того, в ее декоре используются изразцы, которые придают ей еще большую красочность.
Но не только нарышкинское барокко было характерно для архитектуры 17 века. В это время строились и другие храмы и здания, в которых можно увидеть влияние разных стилей и направлений. Например, в Ярославле получила распространение так называемая «ярославская школа» архитектуры. Для нее характерно использование многоцветных изразцов, которые украшают фасады храмов. Изразцы изображают различные сюжеты из Библии, а также растительные и геометрические орнаменты.
Одним из самых ярких примеров ярославской школы является церковь Ильи Пророка. Ее фасады полностью покрыты изразцами, которые создают впечатление настоящего ковра. Глядя на эту церковь, невозможно оторвать глаз. Кажется, что она светится изнутри.
Кроме храмов, в 17 веке строятся и гражданские здания: палаты, терема, хоромы. Они тоже отличаются от того, что строили раньше. Они становятся более просторными, удобными и украшенными. В палатах появляются большие окна, которые делают помещения более светлыми. Стены украшаются росписями, резьбой и изразцами.
Одним из самых известных примеров гражданской архитектуры 17 века являются палаты Аверкия Кириллова в Москве. Они были построены в конце 17 века для богатого купца Аверкия Кириллова. Палаты состоят из нескольких этажей и имеют сложную планировку. Фасады украшены резными наличниками, колоннами и карнизами. Внутри палат сохранились росписи, которые изображают различные сцены из жизни купцов и бояр.
Вообще, если говорить об архитектуре 17 века, то можно сказать, что она стала более светской, более земной. В ней меньше строгости и аскетизма, которые были характерны для древнерусской архитектуры. В ней больше радости, красоты и праздничности. Мне кажется, это связано с тем, что в 17 веке люди стали больше интересоваться земной жизнью, больше ценить красоту и комфорт.
Конечно, архитектура 17 века не лишена и недостатков. Иногда здания кажутся перегруженными декором, слишком вычурными. Но, несмотря на это, она остается очень интересной и значимой частью русской культуры. Она показывает, как менялась страна, как развивалась ее культура и искусство.
Мне очень нравится архитектура 17 века. Она кажется мне какой-то особенной, непохожей на другие стили. В ней есть что-то такое, что заставляет меня восхищаться и удивляться. Глядя на храмы и палаты, построенные в это время, я представляю себе, как жили люди в 17 веке, чем они занимались, о чем мечтали. И мне хочется узнать об этом времени еще больше.
В заключение, мне хочется сказать, что архитектура 17 века – это не просто здания и сооружения. Это отражение истории, культуры и духа народа. Это памятник эпохе, который до сих пор восхищает нас своей красотой и величием. И я думаю, что очень важно изучать и сохранять это наследие для будущих поколений. Ведь без прошлого нет будущего.
ChatInfo – ваш интеллектуальный помощник. Получите исчерпывающую информацию, анализ и качественный рерайт текста по теме архитектуры 17-го века мгновенно. Этот генератор текста поможет вам структурировать знания, находить неочевидные связи и создавать безупречные работы.