Сочинение Особенности отечественной культуры XX века
XX век… Какой он был для нашей страны? С одной стороны, это время великих достижений, прорывов в науке и технике, время, когда советский человек покорил космос. С другой – это эпоха трагедий, войн, революций, слома старого мира и мучительного строительства нового. И, конечно, все эти бурные события нашли отражение в культуре. Культура ХХ века в России – это сложный, противоречивый, но безумно интересный сплав самых разных направлений, идей и талантов.
Начало века, так называемый Серебряный век, подарило нам целую плеяду гениальных поэтов и писателей. Александр Блок, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Марина Цветаева – их стихи до сих пор заставляют сердца биться чаще. Они писали о любви и о жизни, о вере и о сомнениях, о красоте мира и о боли человеческого существования. Их поэзия стала настоящим голосом эпохи, отражением ее надежд и разочарований. Нельзя не вспомнить и прозу того времени. Антон Чехов, Максим Горький, Иван Бунин – они по-разному видели мир, но все они умели заглянуть в самые глубины человеческой души и рассказать об этом своим читателям.
Особое место в культуре начала XX века занимает русская философия. Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергей Булгаков – эти мыслители пытались осмыслить место человека в мире, найти ответы на самые сложные вопросы бытия, переосмыслить религиозные и моральные ценности. Их идеи оказали огромное влияние на всю русскую культуру, на литературу, искусство и даже на политику.
Революция 1917 года стала переломным моментом в истории России. Она разделила страну на «до» и «после», изменила политический строй, экономику, социальную структуру. И, конечно, она не могла не повлиять на культуру. Многие деятели культуры, не принявшие новую власть, были вынуждены покинуть страну. Это была настоящая трагедия, ведь Россия потеряла целую плеяду талантливых людей. Среди них – писатели Иван Бунин, Иван Шмелев, поэты Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, философы Николай Бердяев, Сергей Булгаков. Они увезли с собой часть русской культуры, часть русской души.
Но, несмотря на эмиграцию, культура в России не умерла. Наоборот, в 20-е годы начинается период бурного развития, появляются новые направления, новые имена. В литературе это время связано с именами Михаила Булгакова, Евгения Замятина, Андрея Платонова. Их произведения, часто сатирические и гротескные, отражали сложность и противоречивость новой эпохи. В искусстве расцветает авангард: Казимир Малевич с его «Черным квадратом», Василий Кандинский с его абстрактными композициями, Владимир Маяковский с его революционными стихами и плакатами. Все они пытались создать новое искусство, отвечающее духу времени, искусству, которое бы служило революции.
В 30-е годы ситуация меняется. В стране утверждается тоталитарный режим, и культура становится инструментом пропаганды. Появляется понятие «социалистический реализм» – единственно верный метод в литературе и искусстве. Писатели должны были писать о героях труда, о счастливой жизни в Советском Союзе, о светлом будущем коммунизма. Художники должны были изображать вождей, рабочих, колхозников, парады и демонстрации. Конечно, в такой ситуации многие талантливые люди не могли реализовать свой потенциал. Многие были репрессированы, многие замолчали. Но даже в эти тяжелые годы создавались настоящие произведения искусства. Михаил Шолохов пишет «Тихий Дон», Алексей Толстой – «Петра Первого», Сергей Прокофьев – балет «Ромео и Джульетта», Дмитрий Шостакович – свои симфонии.
Великая Отечественная война стала страшным испытанием для всей страны. Но она же и пробудила в людях чувство патриотизма, гордости за свою Родину. В годы войны создавались песни, стихи, фильмы, которые поднимали боевой дух солдат, вселяли веру в победу. «Священная война» Александра Александрова, стихи Константина Симонова «Жди меня», фильмы Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и Михаила Ромма «Мечта» – все это стало частью нашей истории, нашей культуры.
После войны начинается период восстановления страны. В культуре по-прежнему доминирует социалистический реализм, но постепенно появляются новые тенденции. В литературе это связано с именами Александра Твардовского, Константина Паустовского, Юрия Нагибина. Они писали о простых людях, об их жизни, об их чувствах. В кино появляются фильмы, которые затрагивают сложные моральные проблемы, – «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая.
В 60-е годы начинается период «оттепели». После смерти Сталина происходит некоторая либерализация режима, и в культуре появляются новые возможности. Появляются новые журналы, новые театры, новые выставки. Молодые поэты собираются на поэтические вечера, и их стихи слушают тысячи людей. Это время связано с именами Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского. В кино появляются фильмы, которые критически оценивают советское прошлое, – «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Иваново детство» Андрея Тарковского.
Но «оттепель» была недолгой. В конце 60-х – начале 70-х годов начинается период «застоя». Снова усиливается идеологический контроль, снова ограничивается свобода творчества. Но культура не умирает. Появляется так называемый «андеграунд» – неофициальная культура, которая развивается вне рамок официальной идеологии. Писатели пишут «в стол», художники устраивают подпольные выставки, музыканты играют в квартирах. Именно в это время формируется русская рок-музыка – явление, которое оказало огромное влияние на всю культуру страны.
В 80-е годы начинается период «перестройки». Снова появляется свобода слова, снова открываются границы. В культуре происходит настоящий взрыв. Публикуются произведения, которые раньше были запрещены, – «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. В кино появляются фильмы, которые честно рассказывают о нашем прошлом, – «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, «Холодное лето пятьдесят третьего…» Александра Прошкина.
После распада Советского Союза в 90-е годы российская культура переживает сложный период. С одной стороны, появляется огромная свобода творчества, с другой – исчезает государственная поддержка культуры. Многие деятели культуры оказываются в сложной экономической ситуации. Но, несмотря на все трудности, культура продолжает развиваться. Появляются новые имена в литературе, кино, музыке, театре. Российская культура становится частью мирового культурного процесса.
Особенности отечественной культуры XX века – это ее связь с историей страны, ее отражение всех тех бурных событий, которые происходили в России в течение этого столетия. Это ее многообразие, ее противоречивость, ее способность к самообновлению. Это ее уникальность, ее самобытность, ее вклад в мировую культуру. Русская культура XX века – это наше наследие, наша гордость, наша память. И мы должны ее беречь и изучать, чтобы понимать, кто мы есть и куда мы идем.
Забудьте о долгих часах исследований. Наш инструмент предоставляет уникальную возможность быстро подготовить качественный реферат, эссе или курсовую. Требуется рерайт текста или свежие идеи? Никаких проблем, этот генератор текста создан для упрощения вашей работы и достижения отличного результата.