Сочинение О какой России заявил Чехов в пьесе "Вишневый сад"?
Антон Павлович Чехов – удивительный писатель. Вроде бы, пишет о простых вещах, о повседневной жизни обычных людей, а получается так, что за этими бытовыми зарисовками встают очень важные вопросы о смысле жизни, о будущем России, о судьбе человека в меняющемся мире. Пьеса «Вишневый сад», наверное, самое известное его произведение, и в ней, как мне кажется, Чехов показал свое видение того, какой была Россия в начале XX века и какой она могла бы стать.
Главное, что сразу бросается в глаза – это то, что в пьесе нет однозначно положительных или отрицательных персонажей. У каждого есть свои достоинства и недостатки, свои мечты и разочарования. И через эти разные характеры и судьбы Чехов, как художник, создает сложный и многогранный образ России.
Возьмем, к примеру, Раневскую. Она – помещица, привыкшая жить на широкую ногу, не умеющая считать деньги и совершенно не приспособленная к реальной жизни. Она живет прошлым, воспоминаниями о прекрасном вишневом саде, который для нее – символ ее детства, ее дворянского величия. Но при этом она добрая, искренняя, способная на сострадание. Она любит своих близких, заботится о них, хотя и не всегда умеет это делать правильно. Она – представительница уходящей эпохи, старой России, которая, по мнению Чехова, обречена на гибель, потому что не смогла приспособиться к новым временам. Она не видит, что мир меняется, что нужно что-то менять в своей жизни, чтобы остаться на плаву.
А вот Гаев, брат Раневской, – еще один представитель старого дворянства. Он тоже живет прошлым, постоянно предается воспоминаниям, говорит красивые, но пустые фразы. Он – типичный барин, который ничего не умеет делать руками и живет за счет труда крестьян. Он тоже, как и Раневская, не понимает, что нужно что-то менять, что нужно искать новые пути развития. Он – символ беспомощности и инфантильности старой России. Он прекрасно играет в бильярд и обожает говорить красивые речи, но совершенно не способен принять какое-либо важное решение. В этом, по-моему, и трагедия Гаева – в его оторванности от реальной жизни, в его неспособности увидеть и понять происходящие вокруг перемены.
На фоне этих уходящих дворян появляется Лопахин – сын крепостного крестьянина, разбогатевший и ставший купцом. Он – символ новой России, России капиталистической, России предприимчивых и энергичных людей. Он предлагает Раневской и Гаеву простой и логичный выход из положения: вырубить вишневый сад и построить на его месте дачи, которые можно будет сдавать в аренду и получать доход. Но они не хотят его слушать, потому что для них вишневый сад – это не просто место, это часть их души, их истории, их прошлого.
Лопахин – человек дела, он не боится трудностей, он умеет зарабатывать деньги. Он – продукт новой эпохи, когда на первый план выходят такие качества, как предприимчивость, целеустремленность, умение приспосабливаться к меняющимся условиям. Но при этом в нем есть и свои недостатки. Он грубоват, иногда даже жесток, он не понимает тонких душевных переживаний Раневской и Гаева. Он, как мне кажется, олицетворяет собой прагматичность и практицизм новой России, которая, возможно, и сможет добиться экономического процветания, но при этом потеряет что-то очень важное – свою духовность, свою культуру, свои традиции.
Особое место в пьесе занимает Петя Трофимов – вечный студент, мечтатель и идеалист. Он – представитель молодого поколения, которое стремится к новой, лучшей жизни. Он верит в светлое будущее, в то, что Россия сможет избавиться от своих проблем и стать процветающей страной. Он призывает к труду, к образованию, к борьбе за справедливость. Но при этом он оторван от реальной жизни, его идеи кажутся наивными и утопичными. Он, по сути, не предлагает никаких конкретных решений, как построить эту новую жизнь. Он просто мечтает, просто говорит красивые слова.
Петя Трофимов, на мой взгляд, – это символ надежды, символ веры в то, что Россия может измениться к лучшему. Но в то же время это и символ разочарования, символ того, что одних мечтаний недостаточно для того, чтобы изменить мир. Нужны конкретные действия, нужна воля к переменам, нужна готовность к борьбе.
Еще один интересный персонаж – Аня, дочь Раневской. Она – молодая, красивая, полная надежд девушка. Она, как и Петя Трофимов, верит в светлое будущее. Она готова отказаться от своего прошлого, от своего дворянского происхождения и начать новую жизнь. Она хочет учиться, работать, помогать другим людям. Она – символ обновления, символ того, что Россия может возродиться и стать лучше.
Аня, по моему мнению, – это отражение той части русского общества, которая была готова к переменам, которая не боялась нового и стремилась к лучшей жизни. Но в то же время она еще очень молода и неопытна, и ей еще предстоит многое узнать и пережить на своем жизненном пути.
И, наконец, Фирс – старый слуга, который всю свою жизнь посвятил служению дворянам. Он – символ верности и преданности, но в то же время и символ рабской психологии. Он не может представить себе жизни без своих господ, он не может понять, что мир меняется и что нужно искать новые пути. Он остается верен старым порядкам, даже когда они уже никому не нужны.
Фирс, как мне кажется, – это символ той части русского народа, которая была задавлена крепостным правом, которая привыкла к рабскому положению и не могла представить себе другой жизни. Он – напоминание о том, что крепостное право оставило глубокий след в русской истории и что нужно время и усилия, чтобы преодолеть его последствия.
Так о какой же России заявил Чехов в пьесе «Вишневый сад»? Он показал Россию, находящуюся на перепутье, Россию, в которой сталкиваются старое и новое, прошлое и будущее. Он показал Россию уходящего дворянства, неспособного приспособиться к новым временам. Он показал Россию нарождающегося капитализма, России предприимчивых и энергичных людей. Он показал Россию мечтателей и идеалистов, стремящихся к лучшей жизни.
Чехов не дает однозначного ответа на вопрос, какой должна быть Россия. Он просто показывает разные стороны жизни, разные точки зрения, разные возможности. Он предоставляет зрителям и читателям самим решать, какой путь выбрать, какой будущее построить.
Но, как мне кажется, основная мысль пьесы заключается в том, что Россия должна меняться, должна двигаться вперед, должна избавляться от своих недостатков и стремиться к лучшей жизни. Но при этом нельзя забывать о своем прошлом, о своих традициях, о своей культуре. Нужно беречь все лучшее, что было в прошлом, и строить на этом фундаменте новое, светлое будущее.
Чехов, как мне кажется, верил в Россию, в ее народ, в ее возможности. Он верил в то, что Россия сможет преодолеть все трудности и стать процветающей и счастливой страной. Но для этого нужно много работать, учиться, бороться за справедливость и не бояться перемен.
«Вишневый сад» – это не просто пьеса о продаже поместья. Это пьеса о судьбе России, о ее прошлом, настоящем и будущем. Это пьеса о том, что каждый человек должен внести свой вклад в строительство новой жизни. Это пьеса, которая заставляет задуматься о смысле жизни, о своем месте в мире, о своей ответственности за будущее своей страны. И именно поэтому она до сих пор актуальна и интересна для читателей и зрителей разных поколений.
Вам нужно переосмыслить анализ, найти новые аргументы или создать уникальный рерайт текста, уже существующего в сети? ChatInfo станет вашим надежным помощником. Наш генератор текста предлагает свежий взгляд на классику, помогая создать оригинальное сочинение, которое поразит своей глубиной и точностью.