Сочинение на тему «Акмеизм»
Акмеизм… Слово какое-то необычное, сразу и не выговоришь. В школе на уроках литературы мы о нем говорили. Сначала я вообще ничего не понял, какие-то «братья по Аполлону», стремление к ясности и конкретности. Звучало сложно, как будто это что-то из области высшей математики, а не стихи. Но потом, когда стали читать сами стихи акмеистов, что-то стало проясняться.
Оказалось, что акмеизм – это такое литературное течение, которое возникло в начале двадцатого века в России. То есть, это было время, когда в искусстве вообще много всего нового появлялось: всякие там футуристы, символисты… Они все что-то искали, экспериментировали, пытались по-новому мир показать. И вот акмеисты тоже решили, что нужно как-то по-другому писать стихи.
Мне кажется, что акмеизм возник как реакция на символизм. Символисты, они такие… загадочные. У них все в тумане, в намеках. Они как будто специально запутывают читателя, чтобы тот сам до всего догадывался. У них мир – это какая-то тайна, которую нужно разгадать. Акмеисты же решили, что хватит тайн. Хватит этого всего тумана и недосказанности. Нужно вернуться к конкретике, к ясности, к простым и понятным вещам.
Они как бы сказали: «Хватит летать в облаках! Давайте посмотрим на мир вокруг нас. Он прекрасен сам по себе, и не нужно его ничем приукрашивать». Они захотели видеть красоту в обыденном, в простых вещах, которые нас окружают. В камне, в дереве, в цветке, в человеке.
Одним из главных акмеистов был Николай Гумилев. Он такой… мужественный, сильный. У него стихи про путешествия, про приключения, про сильных людей. Он много путешествовал, видел мир, и это отразилось в его стихах. У него нет этой символистской размытости, у него все четко и ясно. Вот, например, его стихотворение «Жираф»:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор.
С ним редко под знойными бродит небеса
Златая лишь робкая луна.
… Мне кажется, здесь все понятно. Жираф – это символ чего-то далекого, прекрасного, недостижимого. Но Гумилев не просто намекает на это, он прямо говорит об этом. Он рисует яркий, запоминающийся образ. И этот образ остается в памяти, заставляет задуматься.
Еще одна яркая представительница акмеизма – Анна Ахматова. У нее стихи совсем другие, чем у Гумилева. Она пишет о любви, о страданиях, о женской судьбе. Но у нее тоже нет этой символистской туманности. У нее все очень конкретно, жизненно.
Ее стихи – это как будто разговор с близким другом. Она делится своими переживаниями, своими чувствами. И ты ей веришь, потому что она говорит искренне, правдиво. Она не прячется за красивыми метафорами, она говорит прямо о том, что чувствует. Вот, например, ее стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…»:
Сжала руки под темной вуалью…
Напоила его допьяна».
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
Здесь все понятно. Женщина страдает от любви. Она говорит о своей боли прямо, без всяких экивоков. И ты чувствуешь ее боль, ее отчаяние. Ты сочувствуешь ей.
И Осип Мандельштам был акмеистом. Он, наверное, самый сложный из всех. У него стихи очень насыщенные, много разных образов, много исторических и культурных аллюзий. Но при этом у него тоже нет этой символистской расплывчатости. У него все четко выверено, точно. Каждое слово на своем месте.
Мне кажется, что Мандельштам стремился создать в своих стихах такой… мир вещей. Мир, в котором каждая вещь имеет свое значение, свою историю. Он как будто пытался увидеть в каждой вещи отражение прошлого, отражение культуры. Он был очень образованным человеком, много знал, и это отразилось в его стихах. Вот, например, его стихотворение «Notre Dame»:
Где римский судия судил чужой народ —
И старый, древний камень — как душа моя —
Казался мне знаком.
Notre Dame — я видел его одухотворившимся и жившим…
И что-то вечное в его простом, строгом виде —
Глубоко спрятанным страданием.
И мне казалось — я был сам —
Какой-то нищей, забытой мостовой земли.
Где тот старый, древний камень ждет меня.
Здесь много всего. И история, и культура, и философия. Но при этом стихотворение не кажется каким-то заумным или непонятным. Ты чувствуешь какую-то связь с прошлым, с историей. Ты понимаешь, что все в мире связано, что все имеет свою ценность.
Акмеизм, он, конечно, не был таким популярным, как символизм или футуризм. Он просуществовал недолго, всего несколько лет. Но он оставил свой след в русской поэзии. Он показал, что можно писать стихи по-другому. Что можно быть ясным, конкретным, честным. Что можно видеть красоту в простых вещах.
Мне кажется, что акмеизм – это про любовь к жизни. Про умение видеть красоту в мире, который нас окружает. Про умение ценить простые вещи, которые делают нашу жизнь ярче и интереснее. Это про умение говорить прямо о своих чувствах, не прячась за красивыми словами.
Когда мы изучали акмеизм в школе, я сначала думал, что это какая-то скучная теория. Но потом, когда я стал читать стихи акмеистов, я понял, что это настоящая поэзия. Поэзия, которая заставляет задуматься, почувствовать, пережить. Поэзия, которая делает нас лучше и добрее.
И хотя акмеизм – это течение, которое возникло давно, в начале двадцатого века, мне кажется, что его идеи актуальны и сегодня. В наше время, когда мир так быстро меняется, когда все вокруг становится таким сложным и запутанным, так важно уметь видеть красоту в простых вещах, уметь ценить то, что у нас есть. И акмеизм учит нас именно этому.
Я думаю, что акмеизм – это не просто литературное течение. Это еще и определенный взгляд на мир. Взгляд человека, который любит жизнь, который умеет видеть красоту в простом, который умеет говорить правду. И мне кажется, что это очень важные качества.
Поэтому я считаю, что изучение акмеизма в школе – это очень полезно. Это помогает нам не только лучше понимать литературу, но и лучше понимать жизнь. Это помогает нам стать более чуткими, более внимательными, более добрыми.
А еще акмеизм учит нас ценить слово. Акмеисты очень внимательно относились к слову, каждое слово у них выверено, точно. Они понимали, что слово – это мощный инструмент, с помощью которого можно влиять на людей, можно менять мир. И это очень важно помнить.
В общем, акмеизм – это круто! Это поэзия, которая заставляет думать, чувствовать, жить. И я рад, что мы изучали ее в школе.
Откройте для себя возможности ChatInfo для комплексного анализа. Незаменимый инструмент для студентов, исследователей и всех ценителей поэзии. Функция рерайт текста позволит перефразировать уже существующую информацию, а генератор текста – создать уникальное эссе на основе заданных параметров.