Сочинение Кого можно назвать живой душой из «Мертвых душ» Гоголя?
Николай Васильевич Гоголь в своей бессмертной поэме «Мертвые души» создал целую галерею ярких, запоминающихся персонажей. Каждый из них – это своеобразный тип, воплощающий в себе определенные черты русского национального характера. Но кто же из этих, казалось бы, застывших в своих пороках и слабостях героев, может быть назван «живой душой»? Этот вопрос заставляет задуматься о глубине замысла автора и о том, что он хотел сказать своим произведением.
На первый взгляд, кажется, что в мире помещиков и чиновников, изображенных Гоголем, нет места живым душам. Все они погрязли в мелочных интересах, в стремлении к наживе и удовлетворению своих низменных потребностей. Манилов с его слащавой мечтательностью, Коробочка с её тупостью и жадностью, Ноздрев с его буйной энергией и склонностью к обману, Собакевич с его звериной силой и приземлённостью, Плюшкин с его болезненной скупостью – все они, кажется, мертвы духовно. Их души словно окаменели, превратились в подобие тех самых «мертвых душ», которых скупает Чичиков.
Однако, при более внимательном чтении поэмы, начинаешь понимать, что понятие «живая душа» у Гоголя не так однозначно. Автор не просто клеймит пороки русского общества, он пытается разглядеть в своих героях хотя бы искру человечности, ту самую живую душу, которая еще теплится под слоем грязи и духовной нищеты. И вот тут-то и возникает сложность в определении того, кто же из персонажей может быть назван «живой душой».
Некоторые исследователи считают, что таким персонажем можно назвать Чичикова. Да, он мошенник и авантюрист, стремящийся к обогащению любыми путями. Но, в отличие от помещиков, он не застыл в своем развитии, он постоянно движется, действует, ищет новые возможности. В нем есть энергия и целеустремленность, пусть и направленные на достижение корыстных целей. Чичиков умеет приспосабливаться к обстоятельствам, находить общий язык с разными людьми. Он, безусловно, обладает определенным даром убеждения и актерскими способностями. Разве это не признаки живой души?
Но можно ли считать Чичикова «живой душой» в полном смысле этого слова? Ведь все его действия продиктованы лишь желанием наживы, в нем нет ни капли искренности, ни малейшего интереса к окружающим людям. Он видит в них лишь средство для достижения своей цели. Да, он не мертв духовно в том смысле, что не погряз в лени и апатии, как Манилов, но его душа отравлена жаждой обогащения, она мертва для всего прекрасного и возвышенного.
Другие критики видят «живую душу» в образе Плюшкина. Этот персонаж, безусловно, самый отталкивающий и жалкий из всех помещиков. Его скупость достигает невероятных размеров, он превращается в живой труп, окруженный горами хлама. Но, как ни странно, именно в Плюшкине Гоголь находит проблеск человечности. Вспомним эпизод, когда автор рассказывает о прошлом Плюшкина, о том, что когда-то он был хорошим хозяином, заботливым мужем и отцом. Трагические обстоятельства, потеря близких, несправедливость судьбы превратили его в скрягу и мизантропа.
И вот здесь возникает вопрос: неужели в душе Плюшкина не осталось ничего живого? Неужели он навсегда утратил способность к состраданию и любви? Гоголь не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он лишь намекает на то, что под маской скупости и злобы может скрываться истерзанная горем душа. Вспомним, как Плюшкин отдает Чичикову совершенно бесплатно тех самых «мертвых душ», которые могли бы принести ему хоть какую-то выгоду. Возможно, это лишь случайность, но возможно, и проявление человечности, которая еще не окончательно угасла в его душе.
Интересно рассмотреть и образ Ноздрева. Этот персонаж – воплощение бесшабашности, энергии и жажды приключений. Он постоянно ввязывается в какие-то истории, обманывает и хвастается. Но, в отличие от других помещиков, он не зациклен на материальных ценностях. Он готов проиграть в карты все свое состояние, подарить или обменять любую вещь. В нем есть какая-то детская непосредственность и наивность. Ноздрев не умеет лгать, он всегда говорит то, что думает, не заботясь о том, какое впечатление это произведет на окружающих.
Безусловно, Ноздрев – далеко не идеальный герой. Он склонен к пьянству, скандалам и дракам. Но в нем нет той мертвенности и духовной опустошенности, которые свойственны другим помещикам. В нем есть жизнь, энергия, пусть и направленная в деструктивное русло. Возможно, именно поэтому Гоголь относится к Ноздреву с некоторой симпатией, видя в нем загубленную, но все же живую душу.
Но, пожалуй, самым сложным и интересным кандидатом на звание «живой души» является слуга Чичикова – Петрушка. Этот персонаж, казалось бы, второстепенный и незначительный, на самом деле играет важную роль в поэме. Петрушка – человек простой и необразованный, но он обладает одним важным качеством – любовью к чтению. Он читает все подряд, не разбираясь в содержании и смысле прочитанного. Для него важен сам процесс чтения, звук слов, ритм фраз.
Почему Гоголь уделяет внимание этому, казалось бы, неважному факту? Возможно, он хочет показать, что даже в самой простой и неразвитой душе может жить стремление к познанию, к прекрасному. Пусть Петрушка не понимает смысла прочитанного, но само прикосновение к миру литературы, к миру мыслей и образов, делает его душу живой и восприимчивой. В отличие от помещиков, погрязших в своих материальных интересах, Петрушка пытается вырваться за пределы своего ограниченного мирка, прикоснуться к чему-то большему и значимому.
Таким образом, ответить однозначно на вопрос, кого можно назвать живой душой из «Мертвых душ» Гоголя, не представляется возможным. Каждый из представленных персонажей обладает как отрицательными, так и положительными чертами. Чичиков – энергичный делец, но его душа отравлена жаждой наживы. Плюшкин – жалкий скряга, но в его прошлом есть трагическая история. Ноздрев – бесшабашный гуляка, но в нем есть детская непосредственность. Петрушка – простой слуга, но он любит читать.
Возможно, Гоголь и не ставил перед собой задачу найти в своих героях «живую душу» в идеальном смысле этого слова. Он хотел показать сложность и противоречивость человеческой натуры, то, как под слоем пороков и слабостей могут скрываться проблески человечности. Он хотел заставить читателя задуматься о том, что такое «живая душа» и как важно сохранить ее в себе, несмотря на все трудности и испытания жизни.
И, возможно, главная «живая душа» в «Мертвых душах» – это сам автор, Николай Васильевич Гоголь, с его болью за Россию, с его верой в возможность духовного возрождения русского народа. Именно его живая, трепетная душа чувствуется в каждой строке поэмы, в каждом образе, в каждом слове. Именно он, сквозь смех и слезы, сквозь сатиру и юмор, пытается достучаться до сердец читателей, пробудить в них стремление к добру и справедливости. И в этом – великая сила и бессмертие гоголевской поэмы.
ChatInfo предлагает мгновенный доступ к множеству идей и интерпретаций. Нужен свежий взгляд, безупречный рерайт текста или мощный генератор текста для подготовки к уроку, эссе или дискуссии? Наша платформа предоставит обширный материал для вашего исследования, позволив вам по-новому взглянуть на бессмертную классику.