Жизненные идеалы фамусовского общества. Сочинение с планом
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" – это не просто остроумная история о любви и разочаровании, но и яркое зеркало, отражающее нравы и жизненные принципы московского общества начала XIX века. В центре этого общества – Павел Афанасьевич Фамусов, влиятельный чиновник, в доме которого разворачивается основное действие пьесы. Именно через его взгляды и поступки, а также через мнения других представителей "фамусовского общества", мы можем понять, что они считали важным в жизни, к чему стремились и чего боялись.
Фамусов и его окружение – это люди, уверенные в своей правоте, довольные своим положением и не желающие никаких перемен. Их жизненные идеалы тесно связаны с понятиями богатства, чина, власти и общественного мнения. Главное для них – это успешная карьера, выгодный брак и одобрение со стороны себе подобных. Бедность и незнатное происхождение вызывают у них презрение, а независимость суждений и стремление к просвещению – подозрение и неприязнь.
Для Фамусова служба – это не обязанность перед государством, а способ укрепить свое положение и обогатиться. Он не заботится о качестве своей работы, главное для него – это связи и покровительство влиятельных людей. "Подписано, так с плеч долой", – говорит он, демонстрируя свое отношение к делу. Фамусов ценит лишь тех, кто имеет высокий чин и может быть полезен. Он презирает тех, кто ниже его по положению, и готов унижаться перед теми, кто выше. Власть для него – это возможность управлять и подчинять, а не служить обществу.
Брак в "фамусовском обществе" – это не союз двух любящих сердец, а выгодная сделка. Главное – это богатство и знатность невесты. Фамусов мечтает выдать свою дочь Софью за богатого и влиятельного человека, такого как полковник Скалозуб. Чувства Софьи его не интересуют, главное – это ее удачное замужество, которое укрепит его положение в обществе. Он твердо уверен, что муж должен быть богатым и знатным, чтобы жена могла блистать в свете и занимать высокое положение.
Общественное мнение – это еще один важный жизненный идеал для "фамусовского общества". Они боятся осуждения и сплетен, поэтому стараются вести себя так, чтобы не вызвать нареканий. Фамусов постоянно оглядывается на то, что скажут о нем в обществе. Он боится, что о его дочери будут плохо говорить, поэтому строго следит за ее поведением. Для него важнее казаться, чем быть. Он готов лицемерить и притворяться, чтобы угодить обществу и сохранить свою репутацию.
Одним из главных страхов "фамусовского общества" является просвещение. Они боятся новых идей и взглядов, которые могут поколебать их устои и лишить их привычного образа жизни. Фамусов выступает против чтения книг и обучения, считая, что это приводит к вольнодумству и непослушанию. "Ученье – вот чума, ученость – вот причина", – говорит он, выражая свое отношение к просвещению. Он предпочитает, чтобы люди оставались невежественными и покорными, тогда ими легче управлять.
В "фамусовском обществе" ценятся традиции и устои старины. Они чтят своих предков и стараются подражать им во всем. Фамусов восхищается примером своего дяди Максима Петровича, который умел угождать царедворцам и делать карьеру. Он мечтает, чтобы Софья вышла замуж за человека, который будет похож на его дядю, преуспевающего и уважаемого в обществе. Они не хотят ничего менять в своей жизни и боятся всего нового и прогрессивного.
Представители "фамусовского общества" видят смысл жизни вAccumulation материальных благ и наслаждениях. Они любят вкусно поесть, хорошо одеться, развлекаться и блистать в свете. Молчалин, например, стремится угодить всем, чтобы получить повышение по службе и добиться богатства. Он готов прислуживать и унижаться перед сильными мира сего, чтобы достичь своей цели. Для него главное – это карьера и материальное благополучие.
Однако за внешней уверенностью и благополучием "фамусовского общества" скрывается внутренняя пустота и духовная нищета. Они не интересуются искусством, наукой, литературой, их жизнь лишена высоких идеалов и стремлений. Их разговоры сводятся к сплетням, обсуждению нарядов и выгодных браков. Они не способны к искренним чувствам и преданной дружбе. Их жизнь – это пустая суета и погоня за материальными благами.
В отличие от "фамусовского общества", Чацкий стремится к высоким идеалам и духовному развитию. Он ценит ум, образованность, независимость суждений и искренность чувств. Он не признает чины и звания, а оценивает людей по их личным качествам. Он выступает против лицемерия, лжи и невежества, которые царят в "фамусовском обществе". Именно поэтому он становится чужим среди этих людей и подвергается их насмешкам и осуждению.
Противостояние Чацкого "фамусовскому обществу" – это конфликт между старым и новым, между консерватизмом и прогрессом, между духовностью и материализмом. Чацкий – это предвестник новой эпохи, эпохи просвещения и свободы. Он борется за свои идеалы и не готов идти на компромисс с совестью. Его трагедия заключается в том, что он одинок в своей борьбе и не находит поддержки в обществе.
В заключение можно сказать, что жизненные идеалы "фамусовского общества" – это отражение эпохи, в которой они жили. Это общество, погрязшее в рутине и предрассудках, где ценятся богатство, чин и общественное мнение, а духовные ценности отодвинуты на второй план. Конфликт Чацкого с этим обществом показывает, что назрела необходимость перемен и что старые устои должны уступить место новым идеалам. "Горе от ума" – это не только комедия, но и глубокое размышление о смысле жизни, о нравственных ценностях и о месте человека в обществе. Это произведение, которое заставляет нас задуматься о том, что мы считаем важным в жизни, к чему стремимся и чего боимся. Ведь актуальность проблем, поднятых Грибоедовым, не теряется и по сей день.
Наш сервис, как профессиональный генератор текста, предлагает сфокусированный рерайт текста и поможет систематизировать ваши мысли, выстроить логичные аргументы и представить материал в увлекательной форме. Получите готовый план сочинения, подкрепленный цитатами и аналитическими выводами, за считанные минуты.