Сочинение В чем схожи помещики Ноздрев и Манилов и в чем различаются?
В русской литературе есть целая галерея образов помещиков, каждый из которых по-своему уникален и запоминается читателю. Гоголь в своей бессмертной поэме "Мертвые души" создал одних из самых ярких и комичных персонажей – Манилова и Ноздрева. На первый взгляд, они кажутся совершенно разными, но при более внимательном рассмотрении можно обнаружить и точки соприкосновения, и существенные различия между ними.
Начнем со схожести. И Манилов, и Ноздрев – помещики, представители одного и того же социального класса. Они оба являются владельцами земли и крепостных крестьян, что уже само по себе определяет их определенную социальную позицию и стиль жизни. Однако, их сходство на этом, пожалуй, и заканчивается.
Первое, что бросается в глаза при сравнении этих двух персонажей – это их отношение к хозяйству. Манилов – помещик-мечтатель. Он далек от реальной жизни и совершенно не занимается своими владениями. Его усадьба скорее напоминает заброшенный парк, чем прибыльное хозяйство. Пруд зарос тиной, беседка полуразрушена, а крестьяне живут в нищете. Манилов предпочитает предаваться бесплодным мечтаниям о будущем, строить воздушные замки и философствовать о вечном. Он совершенно не способен к практической деятельности и решению конкретных проблем.
Ноздрев же, напротив, полон энергии и активности. Правда, эта энергия направлена не на созидание, а на разрушение. Он постоянно влезает в какие-то авантюры, затевает сомнительные сделки, проигрывает деньги в карты. Его хозяйство находится в полном беспорядке, но не из-за лени, как у Манилова, а из-за его буйного и неугомонного характера. Поля зарастают сорняками, крестьяне пьянствуют, а сам Ноздрев постоянно занят какими-то сомнительными делами.
Еще одно существенное различие между Маниловым и Ноздревым заключается в их отношении к окружающим людям. Манилов – сама любезность и слащавость. Он готов рассыпаться в комплиментах перед каждым, кого встречает. Его речь переполнена льстивыми оборотами и угодливыми замечаниями. Однако, эта любезность лишена искренности и является лишь маской, скрывающей пустоту и безразличие к окружающим. Манилов относится ко всем одинаково – с притворной учтивостью, не проявляя ни к кому подлинного интереса или сочувствия.
Ноздрев – полная противоположность Манилову. Он груб, нахален и бесцеремонен. Он не стесняется в выражениях, говорит все, что думает, и не заботится о том, какое впечатление производит на окружающих. Ноздрев – лжец и хвастун. Он постоянно приукрашивает свои достижения, рассказывает небылицы и пытается выдать желаемое за действительное. При этом, он совершенно не умеет держать язык за зубами и может легко выдать чужую тайну или опорочить чью-то репутацию. Несмотря на свою грубость и бесцеремонность, Ноздрев, в отличие от Манилова, обладает определенной живостью и энергией. Он, по крайней мере, вызывает какие-то эмоции, пусть даже отрицательные.
Отношение к Чичикову также проявляет различия в характерах помещиков. Манилов принимает Чичикова с распростертыми объятиями, готов чуть ли не поселить его у себя навсегда. Он предлагает ему свои "мертвые души" совершенно бескорыстно, просто из чувства любезности и желания угодить гостю. Манилов видит в Чичикове родственную душу, мечтателя и идеалиста, хотя на самом деле ничего о нем не знает.
Ноздрев же, напротив, сразу подозревает Чичикова в каком-то подвохе. Он пытается выведать у него, зачем ему нужны "мертвые души", и отказывается продавать их просто так. Ноздрев пытается обмануть Чичикова, подсунуть ему какую-то ерунду вместо обещанных душ. Он хочет выгодно использовать ситуацию и получить как можно больше выгоды. В конечном итоге, сделка с Ноздревым срывается из-за его склочного характера и неумения держать слово.
Если Манилов – это воплощение слащавой мечтательности и бесполезности, то Ноздрев – это олицетворение буйной энергии и бесхозяйственности. Один далек от реальной жизни и погружен в мир иллюзий, другой, напротив, слишком активно вмешивается в жизнь, но делает это безрассудно и необдуманно. Оба помещика являются своего рода карикатурами на русских дворян, высмеивающими их пороки и недостатки.
Гоголь мастерски использует прием гротеска для создания образов Манилова и Ноздрева. Он утрирует их черты характера, доводит их до абсурда, чтобы подчеркнуть их комичность и ничтожность. Маниловская слащавость и мечтательность, ноздревская грубость и бесхозяйственность – все это доведено до крайности, чтобы вызвать у читателя смех и отвращение.
Таким образом, Манилов и Ноздрев – это два совершенно разных типа помещиков, каждый из которых по-своему отражает определенные черты русского характера. Они схожи лишь в том, что оба являются представителями одного и того же социального класса и оба неспособны к эффективному управлению своим хозяйством. Однако, их отношение к жизни, к окружающим людям и к своему делу кардинально различается. Манилов – это мечтатель и идеалист, далекий от реальной жизни, а Ноздрев – это буйный и бесхозяйственный авантюрист, постоянно влезающий в какие-то неприятности. Оба помещика являются яркими и запоминающимися персонажами, которые помогают нам лучше понять русскую жизнь и русскую душу.
Их различие в подходе к жизни и ведению хозяйства служит яркой иллюстрацией того, насколько разнообразными могут быть представители одного социального класса. Манилов, утопающий в своих мечтах и совершенно не заботящийся о практических делах, представляет собой тип помещика-бездельника, живущего в отрыве от реальности. Ноздрев, напротив, кипучий и энергичный, но направляющий свою энергию на сомнительные авантюры и развлечения, является примером помещика-расточителя, не умеющего ценить и приумножать свое состояние.
В заключение можно сказать, что Манилов и Ноздрев, хотя и принадлежат к одному сословию, представляют собой два совершенно разных типа помещиков. Их несхожие характеры, отношение к хозяйству и людям делают их одними из самых запоминающихся и ярких персонажей поэмы "Мертвые души". Гоголь мастерски использует их образы для обличения пороков и недостатков русского общества, а также для создания комичного и гротескного изображения российской действительности. Изучение этих персонажей позволяет нам лучше понять эпоху, в которой они жили, и оценить гений Гоголя, создавшего такие незабываемые образы.
Наш инструмент — это ваш эксперт по литературе 24/7. Он позволяет сгенерировать текст любой сложности, выполнить рерайт текста, подчеркнуть главное и представить аргументы в лучшем свете. Забудьте о мучительных поисках информации и сложных формулировках – получите качественный материал, готовый к использованию.