Сочинение Процессуальный подход к мотивации Д.Н. Узнадзе
Мотивация… Это слово мы слышим каждый день. Утром мама говорит: «Просыпайся, в школу опоздаешь!», учитель на уроке призывает: «Будьте внимательны, это важно!», а вечером друг пишет: «Пошли гулять, будет весело!». Все это разные способы нас к чему-то побудить, заставить захотеть что-то сделать. Но что же такое мотивация на самом деле? И откуда берется это самое «хотение»?
В школе мы изучаем много теорий, которые пытаются объяснить, как работает мотивация. Один из ученых, кто серьезно занимался этим вопросом, был Дмитрий Николаевич Узнадзе. Он предложил свой, особенный взгляд на мотивацию, который называется процессуальным подходом. На первый взгляд, звучит немного сложно, но на самом деле все довольно интересно.
Узнадзе считал, что наше поведение определяется не просто какими-то внешними причинами или внутренними потребностями, а нашей готовностью к определенному действию. Эту готовность он назвал установкой. Установка – это как бы предварительная настройка нашего организма на определенный лад. Это состояние готовности, предрасположенности к восприятию определенной информации или совершению какого-либо действия.
Представьте себе, что вы собираетесь на прогулку. Вы уже знаете, куда пойдете, что будете делать, может быть, даже с кем. Вы представляете себе эту прогулку, предвкушаете ее. У вас уже сформировалась установка на прогулку. И вот, когда наступает время идти, вы не раздумываете: вы просто идете. Не надо себя уговаривать, заставлять – вы готовы к этому действию.
Но откуда берется эта установка? Узнадзе считал, что она формируется под влиянием наших потребностей и ситуации, в которой мы находимся. Наши потребности – это то, чего нам не хватает: еды, воды, общения, признания. А ситуация – это все, что нас окружает: люди, предметы, обстоятельства. Когда наша потребность встречается с подходящей ситуацией, возникает установка.
Допустим, вы проголодались (потребность). Вы видите на столе яблоко (ситуация). У вас возникает установка на то, чтобы съесть яблоко. Вы берете его и едите. Все просто!
Но что, если яблока нет? Или его нельзя брать? Тогда установка не реализуется в действие. Тогда мы начинаем искать другие способы удовлетворить свою потребность. Может быть, попросим у кого-нибудь еды, или пойдем в магазин.
Узнадзе подчеркивал, что установка – это не просто случайное состояние. Это устойчивая готовность к определенному типу действий. Она формируется постепенно, под влиянием нашего опыта. Если мы часто оказываемся в ситуациях, когда можем удовлетворить свою потребность определенным способом, то у нас формируется устойчивая установка на этот способ.
Например, если вы часто ходите в кино с друзьями, то у вас формируется установка на то, что кино – это хороший способ провести время с друзьями. И когда вам захочется пойти куда-нибудь с друзьями, вы, скорее всего, предложите пойти в кино.
Узнадзе также выделял разные виды установок. Он говорил о фиксированных и мобильных установках. Фиксированная установка – это устойчивая готовность к определенному действию, которая трудно меняется. А мобильная установка – это более гибкая готовность, которая может меняться в зависимости от ситуации.
Представьте себе человека, который привык всегда ходить на работу одним и тем же маршрутом (фиксированная установка). Даже если на этом маршруте пробка, он все равно будет ехать по нему. А другой человек, у которого более мобильная установка, сразу же выберет другой путь, как только узнает о пробке.
Процессуальный подход Узнадзе к мотивации помогает нам лучше понять, как формируется наше поведение. Он показывает, что мы не просто реагируем на внешние стимулы или удовлетворяем свои потребности. Мы активно формируем свою готовность к действиям, настраиваемся на определенный лад.
Этот подход имеет большое значение для понимания многих явлений в психологии и педагогике. Например, он помогает объяснить, почему люди так по-разному реагируют на одни и те же ситуации. Ведь у каждого человека свой уникальный опыт и свои собственные установки.
В школе, например, можно использовать этот подход, чтобы лучше мотивировать учеников к учебе. Если учитель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его потребности и интересы, то он сможет сформировать у него устойчивую установку на учебу. Он может предложить ученикам различные виды заданий, которые будут соответствовать их интересам и способностям. Он может создать в классе атмосферу поддержки и сотрудничества, чтобы ученики чувствовали себя комфортно и уверенно.
Например, ученику, который любит рисовать, можно предложить сделать иллюстрации к докладу. А ученику, который любит писать, можно предложить написать сочинение на интересную ему тему. Важно, чтобы ученик чувствовал, что его усилия ценят и что его вклад в общее дело важен.
В спорте тоже можно использовать процессуальный подход Узнадзе. Тренер может помочь спортсмену сформировать установку на победу, на достижение высоких результатов. Он может научить его правильно настраиваться перед соревнованиями, визуализировать свои успехи. Он может создать в команде атмосферу доверия и поддержки, чтобы спортсмены чувствовали себя уверенно и мотивировано.
Например, перед важным матчем тренер может провести с командой специальную тренировку, на которой они будут отрабатывать различные игровые ситуации. Он может научить игроков правильно дышать, расслабляться и концентрироваться. Он может рассказать им истории успеха других спортсменов, чтобы вдохновить их и поднять им настроение.
Процессуальный подход Узнадзе к мотивации – это не просто теория, это практический инструмент, который можно использовать в различных сферах жизни. Он помогает нам лучше понять себя и других людей, лучше мотивировать себя и других к достижению целей.
Если мы будем учитывать роль установки в нашей жизни, то мы сможем лучше управлять своим поведением, лучше справляться с трудностями и достигать больших успехов. Мы сможем стать более активными, целеустремленными и уверенными в себе.
В заключение, хочется отметить, что изучение теорий мотивации, таких как процессуальный подход Узнадзе, очень важно для каждого человека. Это помогает нам лучше понимать себя и окружающий мир, лучше управлять своей жизнью и достигать своих целей.
Мотивация – это ключ к успеху. И чем лучше мы понимаем, как она работает, тем больше у нас шансов на успех.
ChatInfo – ваш надежный помощник в создании качественных текстов. От рерайта текста сложных философских концепций до генератора текста, структурирующего ваши мысли в стройный аргумент, – получите материал, готовый к использованию в учебе или работе.