Сочинение Примеры ошибок из школьных произведений
Школьные сочинения… Ох, уж эти сочинения! Кажется, что каждый школьник, начиная с пятого класса и до самого выпускного, пишет их тоннами. Разные темы, разные произведения, разные учителя – но одно остается неизменным: ошибки. Они подстерегают нас буквально на каждом шагу – орфографические, пунктуационные, стилистические, фактические… И ладно, если это просто описка, случайная неточность. Но порой встречаются такие перлы, что хоть стой, хоть падай! Давайте же разберемся, какие ошибки чаще всего встречаются в наших школьных сочинениях и почему они возникают.
Начнем, пожалуй, с самого простого – с орфографии. Казалось бы, правила выучены, словарные слова зазубрены, диктанты написаны… Но нет! Все равно находятся те, кто пишет «раССказать» с двумя «с», путает «тся» и «ться», забывает про безударные гласные в корне слова. Почему так происходит? Во-первых, банальная невнимательность. Торопимся, пишем на черновике быстро, переносим в чистовик не глядя – вот и результат. Во-вторых, недостаточно развитая орфографическая зоркость. Мы просто не видим ошибку, наш глаз ее не замечает. В-третьих, иногда сказывается незнание правил. Вроде бы учили, вроде бы знаем, но в конкретной ситуации сомневаемся и пишем неправильно.
Пунктуация – это вообще отдельная песня! Запятые, тире, двоеточия, точки с запятой… Куда что ставить? Когда нужно обособить обстоятельство, а когда нет? Когда нужна вводная конструкция, а когда достаточно простого дополнения? Тут, конечно, без хорошего знания правил не обойтись. Но даже если правила выучены, все равно можно допустить ошибку. Ведь пунктуация – это не просто набор формальных требований, это еще и отражение авторской интонации, его ритма речи. И если мы не чувствуем язык, если не понимаем, как лучше сформулировать мысль, то и знаки препинания у нас будут стоять кое-как. Чаще всего ошибки возникают при обособлении второстепенных членов предложения, в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, а также при использовании вводных слов и обращений.
Но, пожалуй, самые интересные ошибки – это стилистические. Вот где проявляется вся наша школьная непосредственность и неумение грамотно выражать свои мысли! Тут и канцеляризмы, и штампы, и плеоназмы, и тавтологии… Начинаешь читать такое сочинение и диву даешься: откуда столько ненужных слов, откуда столько банальностей? «Автор поднимает важную проблему…», «Данное произведение оказывает огромное влияние на читателя…», «В заключение хочется отметить…» – все эти фразы настолько заезжены, что уже никого не трогают. А ведь задача сочинения – не просто пересказать содержание произведения, а выразить свое мнение, поделиться своими чувствами и мыслями. И если мы будем использовать готовые шаблоны, то никакого живого, искреннего текста у нас не получится.
Очень часто в сочинениях встречается злоупотребление сложными предложениями. Пытаясь показать свою эрудицию и умение связно излагать мысли, мы начинаем строить такие конструкции, что сами потом забываем, с чего начали. В итоге получается нагромождение придаточных предложений, которые только запутывают читателя. Лучше писать проще, короче и яснее. Ведь главное – не количество слов, а их качество.
Еще одна распространенная стилистическая ошибка – это неуместное употребление просторечных выражений и жаргонизмов. Конечно, иногда можно вставить в сочинение какое-то яркое, запоминающееся слово, чтобы оживить текст. Но делать это нужно очень осторожно и только в том случае, если это действительно уместно и необходимо. В противном случае наше сочинение будет выглядеть нелепо и безграмотно.
Нельзя не сказать и о фактических ошибках. Это когда мы путаем имена героев, искажаем сюжет произведения, приписываем автору чужие мысли. Такие ошибки, конечно, недопустимы. Они говорят о том, что мы невнимательно читали произведение или вообще его не читали, а просто списали из интернета. Поэтому, прежде чем садиться за сочинение, нужно обязательно внимательно прочитать текст и убедиться, что мы все правильно поняли.
Но откуда вообще берутся все эти ошибки? Почему мы, учась столько лет в школе, так и не научились писать грамотно и связно? Причин, как мне кажется, несколько. Во-первых, недостаточное внимание к чтению. Чем больше мы читаем хорошей литературы, тем лучше у нас развивается языковое чутье, тем легче нам писать и говорить. Во-вторых, отсутствие практики. Если мы пишем сочинения только время от времени, то, естественно, у нас не вырабатывается навык грамотного письма. Нужно писать регулярно, постоянно тренироваться. В-третьих, недостаточное внимание к анализу своих ошибок. Если мы не будем разбирать свои ошибки, не будем думать над тем, почему мы их допустили, то мы никогда не научимся писать лучше.
Анализируя примеры ошибок из школьных сочинений, нельзя не отметить, что многие из них связаны с неправильной интерпретацией текста произведения. Часто ученики, не до конца поняв авторский замысел, приписывают героям мотивы и поступки, которые не имеют под собой оснований в тексте. Например, в сочинении по роману "Преступление и наказание" можно встретить утверждения, что Раскольников убил старуху-процентщицу из-за бедности и сострадания к униженным и оскорбленным. Это, конечно, важные факторы, но они не являются единственной и главной причиной преступления. Раскольников хотел проверить свою теорию о "право имеющих", хотел доказать себе, что он не "тварь дрожащая", а "властелин".
Еще одна распространенная ошибка – это поверхностный анализ произведения. Ученики ограничиваются пересказом сюжета и перечислением основных действующих лиц, не углубляясь в суть конфликта, не анализируя характеры героев и их взаимоотношения. В результате сочинение получается скучным, безжизненным и неинтересным. Например, в сочинении по комедии "Горе от ума" часто ограничиваются пересказом конфликта Чацкого с фамусовским обществом, не раскрывая глубокий смысл его монологов и не анализируя причины его поражения.
Иногда в сочинениях встречаются ошибки, связанные с незнанием исторического контекста произведения. Ученики, не имея представления о времени, в котором происходят события, не могут правильно понять мотивы и поступки героев, а также авторский замысел. Например, в сочинении по роману "Евгений Онегин" можно встретить утверждения, что Онегин – это просто избалованный аристократ, который ничего не делает и ничем не интересуется. На самом деле Онегин – это типичный представитель своего времени, разочарованный в жизни и ищущий смысл своего существования.
Но, несмотря на все эти ошибки, школьные сочинения – это важная и необходимая часть учебного процесса. Они учат нас думать, анализировать, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Они помогают нам лучше понимать литературу и окружающий мир. И если мы будем внимательно относиться к своим ошибкам, будем стараться их исправлять, то со временем мы научимся писать грамотно, связно и интересно.
В заключение хочется сказать, что сочинение – это не просто набор слов и предложений, это отражение нашей личности, нашего мировоззрения. И чем больше мы будем вкладывать в свои сочинения души, чем больше будем стараться выразить в них свои искренние чувства и мысли, тем лучше и интереснее они будут получаться. И пусть ошибки нас не пугают, пусть они будут для нас стимулом становиться лучше, грамотнее и умнее. Ведь, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Наш сервис – это рерайт текста, заточенный под школьные сочинения, и мощный генератор текста, подсказывающий аргументы, раскрывающий смысл цитат и выстраивающий безупречную структуру. Забудьте о муках творчества, получите отличную оценку легко!