Сочинение Почему Городничий принял Хлестакова за ревизора?
В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» одним из самых ярких и запоминающихся моментов является то, как городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский принимает мелкого чиновника Ивана Александровича Хлестакова за важного ревизора из Петербурга. Эта комичная ошибка становится двигателем всего сюжета, раскрывая множество пороков провинциального общества и высмеивая человеческие слабости. Но почему же городничий, опытный и хитрый чиновник, совершает такую, казалось бы, нелепую ошибку? На этот вопрос можно ответить, рассмотрев несколько важных факторов.
Во-первых, в основе ошибки городничего лежит страх. Он, как и все чиновники города, погряз в казнокрадстве, взяточничестве и полном пренебрежении своими обязанностями. Городская больница больше похожа на тюрьму, судья читает охотничьи книги прямо в присутствии просителей, а почтмейстер вскрывает чужие письма из любопытства. Весть о приезде ревизора из Петербурга становится для них настоящим ударом, предвестником разоблачения и наказания. Городничий, как глава города, ощущает на себе всю полноту ответственности за происходящее, и его страх перед возможной проверкой многократно усиливается.
Гоголь очень четко передает этот страх через реплики и поведение городничего. Уже в самом начале комедии, получив известие о ревизоре, он собирает чиновников и в панике отдает распоряжения: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Его суетливость, нервозность и попытки скрыть очевидные недостатки говорят сами за себя. Городничий готов поверить во что угодно, лишь бы избежать разоблачения и сохранить свою должность. Он находится в состоянии постоянной тревоги и потому становится легкой добычей для Хлестакова.
Во-вторых, важную роль играет самовнушение и обманчивое ожидание. Городничий настолько уверен в том, что ревизор приедет инкогнито, без предупреждения, чтобы застать чиновников врасплох, что заранее настраивает себя на подозрительность. Он ищет признаки ревизора в каждом приезжем, видит их даже там, где их нет. Его воображение рисует образ таинственного незнакомца, который может появиться в любой момент.
Когда Бобчинский и Добчинский сообщают о молодом человеке, который живет в трактире и «не платит денег, и не едет», городничий сразу же видит в нем ревизора. Он не пытается критически оценить ситуацию, собрать больше информации или хотя бы лично убедиться в том, что это действительно важный чиновник. Страх и самовнушение заставляют его поверить в самую нелепую версию. Он словно сам хочет поверить в это, чтобы хоть как-то подготовиться к приезду ревизора.
В-третьих, причиной ошибки городничего является и его собственное стремление к чинам и почестям. Он, как и многие другие чиновники, мечтает о продвижении по службе и готов ради этого на все. Вера в то, что перед ним настоящий ревизор, открывает перед ним перспективу выслужиться и получить награду за разоблачение злоупотреблений. Городничий видит в Хлестакове не только источник опасности, но и шанс для карьерного роста.
Он надеется, что, угождая ревизору и показывая ему «хорошую» сторону города, сможет расположить его к себе и получить положительный отзыв. Городничий пытается произвести впечатление на Хлестакова, демонстрирует свое гостеприимство, щедрость и готовность сотрудничать. Он даже предлагает ему взятку, надеясь таким образом купить его расположение. В итоге, стремление к выгоде и карьерному росту ослепляет городничего и не позволяет ему увидеть истинное лицо Хлестакова.
В-четвертых, немаловажную роль играет и личность самого Хлестакова. Он – типичный «пустой» человек, хвастун и лгун, не обремененный моральными принципами. Хлестаков мгновенно осознает свою ошибку и начинает играть роль важного чиновника, пользуясь страхом и подобострастием окружающих. Он с удовольствием принимает почести и знаки внимания, рассказывает небылицы о своей службе в Петербурге, о знакомстве с известными писателями и о своем высоком положении в обществе.
Хлестаков умело играет роль ревизора, подстраиваясь под ожидания городничего и других чиновников. Он говорит то, что они хотят услышать, и ведет себя так, как они представляют себе важного чиновника. Его поведение не вызывает у них подозрений, потому что он подтверждает их собственные страхи и надежды. Хлестаков становится своеобразным зеркалом, в котором отражаются пороки и слабости провинциального общества.
В-пятых, стоит отметить и общую атмосферу всеобщего обмана и лицемерия, царящую в городе. Чиновники привыкли врать и притворяться, скрывать свои истинные намерения и выдавать себя за тех, кем они не являются. Эта атмосфера создает благоприятную почву для обмана и самообмана. Городничий и другие чиновники настолько погрязли во лжи, что теряют способность видеть правду.
Они привыкли судить о людях по внешним признакам, по чинам и званиям, а не по их делам и качествам. Эта поверхностность мышления и приводит их к ошибке. Они не пытаются разобраться в истинной сущности Хлестакова, довольствуясь его лживыми рассказами и пышными обещаниями. В результате, они сами становятся жертвами своего собственного обмана.
Таким образом, ошибка городничего в том, что он принял Хлестакова за ревизора, объясняется целым комплексом причин. Это и страх перед разоблачением, и самовнушение, и стремление к выгоде, и умелая игра Хлестакова, и общая атмосфера обмана и лицемерия. Все эти факторы в совокупности приводят к комической ситуации, которая является центральной в комедии «Ревизор».
Гоголь мастерски показывает, как страх, глупость и жадность могут ослепить даже опытного и хитрого чиновника. Он высмеивает не только городничего, но и все провинциальное общество, погрязшее в пороках и самообмане. Комедия «Ревизор» до сих пор остается актуальной, потому что проблемы, затронутые в ней, к сожалению, не потеряли своей остроты и в современном мире. Она заставляет задуматься о том, как важно сохранять критическое мышление, не поддаваться страху и стремиться к правде, даже если она кажется неприятной. Ведь только так можно избежать ошибок и не стать жертвой обмана.
ChatInfo – ваш интеллектуальный компаньон в мире литературы. Нужен новый взгляд на знакомое произведение? Сделайте рерайт текста или используйте генератор текста, чтобы получить уникальную интерпретацию классики. Откройте для себя новые грани Ревизора с ChatInfo!