Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: образ Городничего
В русской литературе есть произведения, которые смеются над человеческими пороками так ярко и метко, что их актуальность не угасает и спустя столетия. Одно из таких произведений – комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». В центре внимания этой пьесы – небольшой провинциальный городок, погрязший во взяточничестве, казнокрадстве и полном беззаконии. И главным виновником этого безобразия является Городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
Городничий – это не просто чиновник, это символ власти в этом уездном городке. Он занимает должность градоначальника и, по сути, является царем и богом для всех его обитателей. В самом начале пьесы мы видим его в состоянии крайнего беспокойства. Получив известие о приезде ревизора, он собирает чиновников, чтобы обсудить, как можно скрыть все грехи и беззакония, творящиеся в городе. Эта сцена сразу же показывает нам, насколько прогнила система управления и как сильно Городничий боится разоблачения.
Антон Антонович – человек опытный и хитрый. Он прекрасно знает, как обманывать, как выкручиваться из сложных ситуаций и как использовать свое положение для личной выгоды. Он не гнушается ничем: берет взятки, крадет казенные деньги, притесняет купцов и простых жителей. Его цель – удержаться у власти и приумножить свое богатство. Для этого он готов на все, даже на подлость и предательство.
Внешне Городничий кажется солидным и представительным человеком. Он носит чиновничий мундир, ведет себя важно и надменно, старается производить впечатление честного и справедливого правителя. Но за этой маской скрывается жадный, корыстолюбивый и лицемерный человек. Он умело играет роль благодетеля города, но на самом деле думает только о себе.
Страх – вот что движет Городничим на протяжении всей пьесы. Страх перед разоблачением, страх потерять власть, страх быть наказанным за свои преступления. Этот страх заставляет его совершать нелепые поступки, говорить глупости и в конце концов оказаться в смешном положении. Приняв Хлестакова за важного чиновника, он начинает ему угождать во всем, надеясь, таким образом, отвести от себя беду. Он готов отдать ему в жены свою дочь, осыпать его деньгами и подарками, лишь бы тот не донес на него в Петербург.
В отношениях с подчиненными Городничий ведет себя как настоящий тиран. Он не считается с их мнением, унижает их, заставляет выполнять его прихоти. Он видит в них не людей, а лишь инструменты для достижения своих целей. Чиновники, в свою очередь, боятся его как огня и беспрекословно выполняют все его указания, даже если они противоречат закону и здравому смыслу.
Отношения Городничего с семьей тоже далеки от идеальных. Он относится к своей жене и дочери как к собственности, которую можно выгодно использовать. Он мечтает выдать дочь замуж за влиятельного человека, чтобы укрепить свое положение в обществе. Он не интересуется их чувствами и желаниями, для него важны только выгода и престиж.
Интересно наблюдать, как меняется поведение Городничего на протяжении пьесы. В начале, когда он еще не знает, кто такой Хлестаков, он ведет себя с ним надменно и подозрительно. Но, как только он убеждается, что перед ним важный чиновник, он тут же меняет тон и начинает рассыпаться в любезностях. Он старается предугадать каждое желание Хлестакова, окружает его заботой и вниманием, льстит ему и задаривает подарками.
Апогеем лицемерия Городничего становится сцена сватовства Хлестакова к его дочери. Он уже видит себя отцом важного чиновника, мечтает о переезде в Петербург, о блестящей карьере для себя и своей семьи. Он настолько ослеплен своими мечтами, что не замечает нелепости происходящего и не видит, что Хлестаков – всего лишь мелкий чиновник, выдающий себя за важную персону.
Развязка пьесы наступает неожиданно и оглушительно. Получив письмо от Хлестакова, чиновники узнают, что все это время они были обмануты. Городничий приходит в ярость. Он понимает, что стал посмешищем для всего города, что его репутация разрушена. Он обрушивается с бранью на чиновников, обвиняя их в том, что они не смогли распознать обманщика.
Последняя немая сцена в «Ревизоре» – это кульминация всего действия. Известие о приезде настоящего ревизора повергает всех чиновников в шок и ужас. Городничий, стоящий в центре сцены, застывает в немом оцепенении. Он понимает, что его ждет разоблачение и наказание. Эта немая сцена – яркий символ бессилия и страха перед справедливым возмездием.
Образ Городничего в комедии «Ревизор» – это собирательный образ чиновника-мздоимца, который злоупотребляет своей властью и преследует только личные интересы. Он – порождение системы, в которой царят коррупция, беззаконие и равнодушие к нуждам простых людей. Гоголь своим произведением не только высмеивает конкретных чиновников, но и обличает всю систему управления, которая порождает таких, как Городничий.
Сила комедии Гоголя заключается в том, что она заставляет нас задуматься о вечных проблемах человеческого общества: о коррупции, о злоупотреблении властью, о лицемерии и лжи. Образ Городничего, созданный гением Гоголя, остается актуальным и в наши дни, напоминая нам о том, что с этими пороками необходимо бороться.
Забудьте о творческом кризисе! С нашим инструментом вы можете получить как свежие идеи для сочинения, так и готовый материал, требующий лишь небольшой доработки. Не нужно начинать с нуля — воспользуйтесь функцией рерайт текста, оптимизируйте имеющиеся фрагменты или создайте уникальное эссе с помощью генератора текста.