Сочинение "Общественные и нравственные пороки в 'Ревизоре' Гоголя" — анализ
Сочинение "Общественные и нравственные пороки в 'Ревизоре' Гоголя" — анализ
Николай Васильевич Гоголь в своей комедии "Ревизор" раскрывает множество общественных и нравственных пороков, присущих российскому обществу первой половины XIX века. Произведение представляет собой не только сатиру на чиновничество, но и глубокий нравственный трактат, предлагающий задуматься о слабостях и недостатках человеческой природы.
Главный объект гоголевской сатиры — это чиновничество, погрязшее в коррупции, взяточничестве и произволе. В уездном городе, где происходит действие пьесы, каждый представитель власти — от городничего до мелкого чиновника — злоупотребляет своим положением. Таким образом, Гоголь подчеркивает, что основной порок системы — это не единичные случаи нечистых на руку служащих, а укоренившаяся повсеместно коррупция и продажность.
Яркий пример — сам городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Его страсть к воровству и лицемерию не знает границ. Городничий страстно проповедует благоустройство и порядок, при этом всячески обирая город. Он навыдумывал множество уловок, чтобы увести общественные средства в собственный карман. В этом персонаже Гоголь обнажает обнажает нравственный порок лицемерия и цинизма, который наиболее ярко проявляется в служебной практике.
Особое место в комедии занимает образ Хлестакова — мелкого петербургского чиновника, которому случайно удается выдать себя за ревизора. Этот персонаж воплощает многие индивидуальные пороки: легкомыслие, безответственность, корысть и склонность к вранью. Хлестаков показывает, как легко можно обольстить любым обманом, не имея при этом никаких выдающихся качеств и способностей. Гоголь использует этот персонаж, чтобы высмеять тягу многих людей к тщеславию и их готовность верить сладким лжецам.
Нельзя не сказать о том, как в пьесе Гоголь критикует нравственные пороки, присущие всему обществу. В уездном городе практически все его жители заражены не только порочностью, но и безнравственностью. Казалось бы, посторонний человек не может стать для них угрозой, однако страх перед возможной ревизией вызывает у них приступ панику и предательство. Жители готовы забыть любые принципы, чтобы убежать от ответственности.
Тема нравственного падения проявляется в образах других чиновников. Например, судья Ляпкин-Тяпкин, берущий в качестве взяток борзых щенков, представляет собой алчность и одновременно нелепость. Его некомпетентность и отсутствие профессиональной этики олицетворяет пороки системы правосудия того времени. Земляника, начальник благотворительных учреждений, представляет собой воплощение трусости и подлости, направленных лишь на сохранение собственной выгоды.
Сцена вранья и лицемерия обнажается, когда жители узнают, что они жестоко ошиблись, приняв Хлестакова за ревизора. Финальная сцена, когда настоящий ревизор приезжает в город, становится краеугольным камнем произведения, кульминацией всей гоголевской сатиры. Её цель — показать абсолютное нравственное падение людских душ и общественности. Образ Хлестакова, как лакмусовая бумажка, сделал видимыми все грязные пятна и пороки.
Таким образом, в комедии "Ревизор" Николай Васильевич Гоголь с неподражаемым остроумием и проницательностью анализирует общественные и нравственные пороки своего времени. Он не просто высмеивает, но и заставляет задуматься о тех ущербах, которые человеческое легкомыслие и безнравственность наносят обществу. Гоголь создал произведение, актуальность которого не бледнеет с течением времени, заставляя каждый новый век пересматривать свои нравственные ориентиры и искать пути преодоления пороков.
С ChatInfo вы сможете получить уникальный текст, где проанализированы взяточничество, лицемерие и безнравственность, тонко показанные Гоголем в его комедии. Воспользуйтесь возможностями нейросети и впечатлите учителей глубокими знаниями и профессиональным подходом к литературному анализу!