Сочинение М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
Герой нашего времени… Кто он? Этот вопрос, как эхо, звучит сквозь страницы романа Михаила Юрьевича Лермонтова. И чем больше погружаешься в эту историю, тем сложнее становится найти на него однозначный ответ. С одной стороны, перед нами предстаёт Григорий Александрович Печорин – офицер, дворянин, человек несомненно умный и образованный. С другой – он жесток, эгоистичен, способен причинять боль окружающим. Он словно колючий цветок, который манит красотой, но ранит, если осмелишься прикоснуться.
Мне кажется, что Лермонтов не случайно назвал свой роман именно так. Печорин – это собирательный образ молодого человека 30-х годов XIX века. В эпоху, когда отгремели наполеоновские войны, когда декабристское восстание посеяло в обществе зерна сомнений и разочарований, когда старые идеалы рушились, а новые еще не сформировались. Печорин – это продукт своего времени, «герой», в кавычках, потому что он не совершает подвигов во имя родины, не спасает мир, а ищет приключений и развлечений, заполняя ими внутреннюю пустоту.
В чем же причина этой пустоты? Мне кажется, Лермонтов показывает, что Печорин – человек, лишенный цели в жизни. Он ищет её, мечется, пробует себя в разных сферах, но нигде не находит удовлетворения. Он храбр – бросается в бой с горцами, не задумываясь о последствиях. Он умен – легко манипулирует людьми, просчитывает их поступки на несколько шагов вперед. Он образован – способен поддержать беседу на любую тему. Но все эти качества, которые могли бы сделать его настоящим героем, оказываются направлены на удовлетворение собственного эго, на доказательство себе и другим своей исключительности.
Отношения Печорина с женщинами – яркое тому подтверждение. Он не умеет любить по-настоящему, он играет чувствами других. Вспомним его историю с Бэлой. Он добивается её любви, очаровывает её своими рассказами, а потом, когда она становится его, теряет к ней интерес. Бэла для него – лишь очередная игрушка, трофей, который нужно завоевать, а потом можно выбросить. То же самое происходит и с княжной Мери. Печорин намеренно влюбляет её в себя, чтобы отомстить Грушницкому. Он играет её чувствами, как кошка с мышкой, и получает удовольствие от её страданий. Он словно проверяет свои силы, доказывая себе, что может управлять другими.
Но в этой игре с чужими жизнями Печорин разрушает и свою собственную. Он не способен на искренние чувства, на настоящую дружбу. Он одинок в толпе, он чужой среди своих. Даже его отношения с Максимом Максимычем, простым штабс-капитаном, полны недосказанности и непонимания. Максим Максимыч относится к Печорину с искренней симпатией, он видит в нем хорошего человека, но Печорин отгораживается от него, скрывает свои истинные чувства.
Лермонтов показывает нам Печорина глазами разных рассказчиков. Сначала мы видим его глазами Максима Максимыча – человека простого и доброго, который не понимает сложных душевных терзаний Печорина. Потом мы читаем «Журнал Печорина» – исповедь самого героя, в которой он пытается разобраться в себе, понять причины своих поступков. И эти разные точки зрения позволяют нам увидеть Печорина с разных сторон, понять его противоречивую натуру.
В «Журнале Печорина» мы видим, что герой сам осознает свою порочность, свою способность причинять боль другим. Он пишет о своем «несчастном характере», о своей «душе испорченной светом». Он словно проклят, обречен на вечные страдания. Но при этом он ничего не делает, чтобы изменить себя, чтобы вырваться из этого порочного круга. Он предпочитает плыть по течению, оправдывая свои поступки «велением судьбы».
Почему же Печорин так поступает? Мне кажется, одна из причин – его разочарование в жизни. Он не верит ни во что, он потерял смысл существования. Он видит вокруг себя ложь, лицемерие, корыстолюбие, и это вызывает у него отвращение. Он не хочет быть частью этого мира, но и не знает, как создать свой собственный. Он словно застрял между двумя мирами – старым, умирающим, и новым, еще не родившимся.
Еще одна причина – его эгоизм. Печорин настолько занят собой, своими переживаниями, что не замечает страданий других. Он не способен на сочувствие, на сострадание. Он считает себя выше других, умнее, проницательнее. И это ощущение превосходства позволяет ему оправдывать свои поступки, не чувствовать вины за причиненную боль.
Но несмотря на все свои недостатки, Печорин вызывает у меня определенное сочувствие. Я понимаю, что он – жертва своего времени, продукт эпохи разочарований и сомнений. Он – человек, который ищет себя, но не может найти. Он – герой, который не смог стать героем.
Смерть Печорина в конце романа – это закономерный итог его жизни. Он умирает вдали от родины, в Персии, так и не найдя своего места в жизни. Его смерть – это символ крушения всех его надежд и иллюзий.
Роман «Герой нашего времени» – это не просто история жизни одного человека. Это глубокое исследование человеческой души, попытка понять причины трагедии поколения. Лермонтов ставит перед нами сложные вопросы, на которые нет однозначных ответов. Кто виноват в том, что Печорин стал таким, каким он стал? Общество? Эпоха? Его собственный характер? Каждый читатель должен ответить на эти вопросы сам.
И именно поэтому роман Лермонтова остается актуальным и сегодня. Потому что проблема «героя нашего времени» – это проблема, которая волнует людей во все времена. Кто мы? Куда мы идем? В чем смысл нашей жизни? Эти вопросы всегда будут актуальны, и каждый из нас должен искать на них свои ответы.
ChatInfo поможет вам. Откройте новые грани романа, создайте уникальный рерайт текста, получите идеи для эссе или доклада. Наш генератор текста – ваш надежный помощник в анализе классики.