Сочинение Кто виноват в гибели Вишневого сада
Вишневый сад… Для меня это не просто название пьесы Чехова. Это как старый дом, полный воспоминаний, который вот-вот снесут. И когда читаешь эту пьесу, в голове крутится один вопрос: кто же виноват в том, что этот сад погибает? Кто виноват в том, что красота и история уходят в прошлое?
Наверное, самое простое – обвинить Раневскую. Она хозяйка сада, и, казалось бы, именно она должна была сделать все, чтобы его спасти. Но Раневская… Она какая-то не от мира сего. Живет прошлым, утопает в воспоминаниях о матери, о детстве, о любви. Она щедрая, добрая, но совершенно непрактичная. Деньги у нее утекают сквозь пальцы, она разбрасывается ими направо и налево, чтобы хоть как-то заглушить свою боль. Она не умеет считать, не умеет думать о будущем. Ей проще жить сегодняшним днем, вспоминая о прошлом. И в этом ее трагедия. Она любит свой сад, но эта любовь какая-то пассивная. Она любуется им, но не делает ничего, чтобы его сохранить. Мне кажется, Раневская – это как ребенок, который не понимает ценности вещей. Она видит красоту, но не видит, как она исчезает.
Но разве можно винить только Раневскую? Ведь рядом с ней есть Гаев, ее брат. Он тоже владелец сада, и тоже, казалось бы, должен что-то предпринять. Но Гаев… Он еще более беспомощный, чем Раневская. Он постоянно говорит какие-то красивые речи, обращается к шкафу, вспоминает прошлое. Он как будто живет в каком-то своем мире, оторванном от реальности. Он тоже любит сад, но его любовь такая же бессильная, как и у Раневской. Гаев – это как старый слуга, который помнит все традиции, но не может ничего изменить. Он играет в бильярд, тратит деньги на конфеты, и совершенно не понимает, что происходит вокруг. Мне кажется, Гаев – это символ уходящей эпохи, символ дворянства, которое не смогло приспособиться к новым временам.
И вот появляется Лопахин. Он сын крестьянина, разбогатевший купец. Он предлагает Раневской и Гаеву простой и логичный выход: разбить сад на участки и сдавать их в аренду дачникам. Это принесет деньги, и сад можно будет спасти. Но Раневская и Гаев не хотят даже слышать об этом. Им кажется, что это как-то… унизительно. Они не хотят превращать свой прекрасный сад в какой-то дачный поселок. Они не понимают, что это единственный способ его спасти. Лопахин, конечно, человек деловой, практичный. Он видит выгоду, умеет считать деньги. Но при этом он как будто чего-то недопонимает. Он не чувствует той красоты, той истории, которая заключена в этом саду. Для него это просто кусок земли, который можно выгодно продать. Мне кажется, Лопахин – это символ нового времени, символ буржуазии, которая приходит на смену дворянству. Он сильный, энергичный, но ему не хватает какой-то… духовности.
И вот Лопахин покупает Вишневый сад. Он становится его хозяином. И что же он делает? Он начинает рубить деревья, чтобы строить дачи. Сад погибает. И кто в этом виноват? Наверное, все понемногу. Раневская и Гаев – за свою беспечность и непрактичность. Лопахин – за свою бездуховность и жажду наживы. Но, может быть, виновато еще и время? Время, которое меняет все вокруг. Время, которое не щадит ни красоту, ни историю. Время, которое требует новых решений и новых подходов.
Но есть в пьесе еще один персонаж – Аня, дочь Раневской. Она молодая, энергичная, полная надежд. Она верит в будущее, она хочет изменить мир. Она покидает Вишневый сад вместе с матерью, но в ее глазах нет отчаяния. Она верит, что впереди ее ждет новая жизнь, новая судьба. Мне кажется, Аня – это символ будущего России. Символ того, что после гибели старого мира обязательно наступит новый, лучший мир.
И все же, кто виноват в гибели Вишневого сада? Я думаю, что нет однозначного ответа на этот вопрос. Виноваты все, и никто. Виновато время, виноваты обстоятельства, виноваты сами люди. Но самое главное, что нужно понять, – это то, что нельзя жить только прошлым. Нужно смотреть в будущее, нужно уметь приспосабливаться к новым условиям. Иначе, рано или поздно, все самое дорогое и ценное будет потеряно. Вишневый сад – это не просто сад. Это символ уходящей эпохи, символ гибели дворянской культуры. И эта гибель – это предупреждение нам всем. Предупреждение о том, что нужно беречь свою историю, свою культуру, но при этом не бояться перемен. Нужно уметь сочетать традиции и инновации, чтобы создать что-то новое и прекрасное.
В конце пьесы мы слышим звук топора, рубящего деревья. Это страшный звук, звук гибели. Но в то же время это и звук рождения нового мира. Мира, в котором нет места беспечности и бездуховности. Мира, в котором люди должны быть ответственными за свои поступки и думать о будущем. И пусть Вишневый сад погиб, но память о нем должна остаться в наших сердцах. Память о красоте, о истории, о любви. Память о том, что нельзя забывать свои корни, но при этом нужно стремиться к новым вершинам.
Мне кажется, Чехов написал эту пьесу не для того, чтобы обвинить кого-то в гибели Вишневого сада. Он написал ее для того, чтобы заставить нас задуматься о нашей жизни, о нашей истории, о нашем будущем. Он хотел, чтобы мы поняли, что все в наших руках. И только от нас зависит, каким будет этот мир. Будет ли он прекрасным садом, или заброшенным пустырем.
Попробуйте ChatInfo, чтобы создать аргументированные эссе и получить идеи для рерайта текста или полноценного сочинения. Наш генератор текста поможет сформулировать ваши собственные мысли, основанные на глубоком понимании произведения.