Сочинение Кто такие "Мертвые души"?
Кто такие "Мертвые души"? Этот вопрос я задал себе, когда впервые услышал название поэмы Николая Васильевича Гоголя. Звучит жутко, правда? Сразу представляются какие-то призраки, кладбище, что-то связанное с мистикой. Но Гоголь – гений, и у него все не так просто. Он не про мертвецов пишет, а про живых людей, у которых душа умерла.
Поэма рассказывает о приключениях Павла Ивановича Чичикова, странного господина, который путешествует по России и скупает "мертвые души" – то есть, умерших крестьян, которые еще числятся живыми в ревизских сказках (списках). Зачем ему это нужно? Чичиков мечтает разбогатеть, обмануть всех и стать важным человеком. Он думает, что, купив эти "мертвые души", сможет получить землю и деньги в банке, а потом, как говорится, "зажить припеваючи".
Встречи Чичикова с разными помещиками – это самое интересное в поэме. Каждый помещик – это яркий, запоминающийся образ, и каждый из них по-своему "мертв" душой.
Начнем с Манилова. Он мечтательный, добрый, но совершенно бесполезный человек. Он живет в своем мире фантазий, строит планы, которые никогда не сбудутся. Его дом – символ его бесхозяйственности: беседка с надписью "Храм уединенного размышления", в которой никто не размышляет, пруд, заросший тиной, и вечная недоделка во всем. Манилов – это человек, который "закис" в своей лени и апатии. Он настолько далек от реальной жизни, что даже не понимает, что Чичиков хочет его обмануть.
Коробочка – полная противоположность Манилову. Она очень прижимистая, подозрительная, всего боится и ничему не верит. Она крепко держится за свое хозяйство, за каждую копейку. Но при этом она совершенно не умеет видеть дальше своего носа. Она готова торговаться из-за каждой "мертвой души", потому что боится продешевить. Коробочка – это символ мелочности, жадности и ограниченности. Ее душа "засохла" от постоянной заботы только о материальном.
Ноздрев – это настоящий кутила и брехун. Он постоянно врет, играет в карты, дерется и попадает в разные истории. Он готов на все ради развлечения, даже на подлость. Ноздрев – это человек без принципов, без морали, без цели в жизни. Он просто прожигает свою жизнь, не думая ни о чем. Его душа "разбита" на осколки бесчисленными развлечениями и пороками.
Собакевич – грубый, жадный, но при этом хитрый и умный помещик. Он смотрит на всех свысока и считает себя самым умным. Он не стесняется обманывать и наживаться на других. Собакевич – это символ силы, грубости и бесчеловечности. Его душа "окаменела" от жадности и презрения к другим.
Плюшкин – это самый страшный образ в поэме. Он настолько жадный, что превратился в ходячий скелет. Он собирает всякий хлам, гниющие тряпки, поломанные вещи. Он уже не помнит, когда последний раз ел нормально. Плюшкин – это символ крайней степени деградации, потери человеческого облика. Его душа "умерла" от жадности и накопительства. Он похож на живой труп, который цепляется за свои сокровища.
Чичиков, главный герой поэмы, тоже "мертвая душа". Он – авантюрист, стремящийся к богатству любыми путями. У него нет никаких моральных принципов, никаких духовных ценностей. Он умеет приспосабливаться к любым обстоятельствам, льстить, обманывать, подстраиваться под других. Чичиков – это символ бездуховности, приспособленчества и карьеризма. Его душа "пуста", в ней нет ничего, кроме стремления к наживе.
Гоголь показывает нам, что "мертвые души" – это не только умершие крестьяне, но и живые люди, которые потеряли свою душу, которые стали бездуховными, жадными, ленивыми, подлыми, бесчувственными. Эти люди живут только ради материальных благ, ради власти, ради удовольствий. Они не заботятся о других, не думают о будущем, не стремятся к чему-то большему.
Почему Гоголь называет свою поэму "Мертвые души"? Наверное, он хотел показать нам, что самая страшная смерть – это смерть души. Когда человек теряет свою душу, он становится хуже мертвого. Он превращается в "мертвую душу", в пустое место, в ничто.
Гоголь верил в возможность возрождения души. Он надеялся, что его поэма заставит людей задуматься о своей жизни, о своих поступках, о своих ценностях. Он хотел, чтобы люди очнулись от духовной спячки и начали жить по-настоящему.
В конце первого тома поэмы Чичиков попадает в тюрьму. Это – символ того, что рано или поздно за все свои злодеяния придется отвечать. Гоголь хотел показать, что путь обмана и наживы – это путь в никуда.
Второй том поэмы, к сожалению, не сохранился. Гоголь уничтожил его, потому что был недоволен результатом. Он хотел показать в нем процесс возрождения души Чичикова, но не смог этого сделать. Может быть, это потому, что возродить "мертвую душу" – это очень трудная задача, почти невозможная.
Читая "Мертвые души", я думаю о том, что важно не потерять свою душу, не превратиться в "мертвую душу". Важно быть честным, добрым, отзывчивым, стремиться к знаниям, к красоте, к добру. Важно помнить о том, что самое главное в жизни – это не деньги, не власть, не удовольствия, а человеческие отношения, духовные ценности, смысл жизни.
Поэма "Мертвые души" – это не только сатира на российское общество XIX века, но и вечное произведение, которое заставляет нас задуматься о себе, о своей жизни, о своем месте в мире. Это книга, которая учит нас быть людьми.
Я думаю, что "Мертвые души" – это не просто название, а диагноз, который Гоголь ставит всему российскому обществу. И этот диагноз актуален и сегодня. Ведь и сейчас вокруг нас много "мертвых душ" – людей, которые живут только ради себя, ради своих корыстных целей, которые не видят ничего, кроме денег и власти.
Нам, молодым, нужно помнить об этом и стараться не стать такими. Нужно стремиться к тому, чтобы в нашей душе всегда горел огонь добра, любви и милосердия. Тогда мы сможем сделать мир лучше и добрее. И тогда "мертвые души" не смогут захватить нашу страну.
ChatInfo предоставит вам готовый текст, отражающий глубокое понимание романа. Используйте как источник вдохновения или как основу для собственного анализа. Нужен рерайт текста или необходима другая структура изложения? С легкостью адаптируйте результаты, а генератор текста поможет расширить отдельные аргументы.