Сочинение К кому обращается Гоголь в лирическом отступлении в 6 главе?
В бессмертной поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» лирические отступления играют не менее важную роль, чем основной сюжет. Они словно глоток свежего воздуха в душной атмосфере российской действительности, представленной писателем. В этих моментах автор отступает от повествования о похождениях Чичикова и делится с читателем своими мыслями, чувствами, наблюдениями. Особенно интересным представляется вопрос о том, к кому же обращается Гоголь в этих лирических отступлениях, в частности, в знаменитой 6 главе.
Шестая глава «Мертвых душ» посвящена пребыванию Чичикова в гостях у помещика Плюшкина. Это одна из самых мрачных и тяжелых глав поэмы, рисующая картину крайней степени человеческой деградации и духовной нищеты. На фоне этого унылого пейзажа особенно ярко выделяются лирические отступления, словно лучи света, пробивающиеся сквозь густую тьму. Здесь Гоголь размышляет о молодости, о юношеских порывах, об утраченных иллюзиях и о страшной силе привычки, способной превратить человека в подобие Плюшкина.
Кому же адресует Гоголь эти свои размышления? На первый взгляд может показаться, что он обращается к широкой читательской аудитории, ко всем, кто способен понять и оценить его боль и тревогу за судьбу России. И это действительно так. Гоголь, безусловно, надеется на то, что его слова найдут отклик в сердцах читателей, что они задумаются о своей жизни, о своем месте в мире, о своей ответственности за будущее страны.
Однако при более внимательном рассмотрении текста становится очевидным, что Гоголь обращается не просто к абстрактной «публике», а к конкретным группам людей, к определенным слоям общества. В первую очередь, он обращается к молодому поколению, к тем, кто только вступает в жизнь и еще не успел очерстветь душой, к тем, кто сохранил в себе способность к идеалам и высоким стремлениям. Именно к ним обращены слова о том, как важно сохранить в себе «священный огонь» юности, не дать ему погаснуть под гнетом жизненных обстоятельств. Гоголь предостерегает молодых людей от опасности превратиться в таких же «мертвых душ», как Плюшкин и другие помещики, которых встречает на своем пути Чичиков. Он призывает их не поддаваться соблазнам материального благополучия, не забывать о духовных ценностях, о долге перед обществом и своей совестью.
Во-вторых, Гоголь обращается к людям искусства, к писателям, поэтам, художникам. Он призывает их к честному и правдивому изображению действительности, к беспощадной критике пороков общества, к пробуждению в людях чувства прекрасного и стремления к идеалу. В лирических отступлениях Гоголь размышляет о роли писателя в обществе, о его ответственности перед читателями и перед Богом. Он осознает всю тяжесть своего бремени, но не отказывается от него, понимая, что только через боль и страдание можно прийти к истине и помочь другим увидеть свет.
В-третьих, Гоголь обращается к самому себе. Лирические отступления – это не только способ высказать свои мысли и чувства, но и возможность разобраться в самом себе, в своих сомнениях и переживаниях. В этих моментах автор предстает перед читателем как живой человек, со своими слабостями и достоинствами, со своими надеждами и разочарованиями. Он не скрывает своих ошибок и заблуждений, признается в том, что ему тоже свойственно поддаваться искушениям и впадать в уныние. Но при этом он постоянно стремится к самосовершенствованию, к духовному росту, к преодолению в себе всего низменного и порочного.
Особенностью лирических отступлений в 6 главе является их контраст с изображением Плюшкина. Гоголь словно намеренно противопоставляет убожество и ничтожество плюшкинской души своим высоким моральным идеалам и своим горячим чувствам. Этот контраст усиливает трагизм ситуации и подчеркивает глубину падения человека, утратившего связь с духовностью и моралью.
В лирических отступлениях Гоголь использует различные художественные приемы, чтобы усилить воздействие своих слов на читателя. Он прибегает к риторическим вопросам, к восклицаниям, к метафорам и сравнениям. Он использует яркие и образные выражения, чтобы передать свои мысли и чувства с максимальной силой и убедительностью. Например, он сравнивает молодость с «весенним утром», а старость – с «осенней ночью». Он называет привычку «второй натурой» и показывает, как она способна поработить человека и лишить его свободы воли.
Важную роль в лирических отступлениях играет авторская интонация. Гоголь говорит с читателем доверительно и искренне, словно делится с ним своими самыми сокровенными мыслями и чувствами. Он не поучает и не наставляет, а скорее приглашает к размышлению и сопереживанию. Его голос звучит то печально и грустно, то взволнованно и страстно, то иронично и саркастично. Но всегда он остается человечным и искренним.
Лирические отступления в «Мертвых душах» – это не просто украшение текста, а неотъемлемая часть его художественного целого. Они помогают читателю лучше понять замысел автора, его отношение к изображаемым событиям и героям, его взгляды на жизнь. Они углубляют и расширяют проблематику поэмы, поднимают важные вопросы о смысле жизни, о моральных ценностях, о судьбе России.
В заключение можно сказать, что Гоголь в лирических отступлениях 6 главы обращается к разным группам людей: к молодым людям, к людям искусства, к самому себе. Он призывает их к самосовершенствованию, к духовному росту, к служению обществу и своей стране. Он предостерегает от опасности превратиться в таких же «мертвых душ», как Плюшкин и другие помещики. Он верит в то, что только через покаяние и духовное возрождение можно спасти Россию от гибели и привести ее к светлому будущему. Его слова, обращенные к читателям, звучат актуально и сегодня, напоминая нам о необходимости сохранения в себе человечности, моральных ценностей и веры в лучшее.
ChatInfo – это ваш проводник в мир литературы. Получите развернутые ответы на сложные вопросы, сделайте рерайт текста, создайте генератор текста для уникальных исследований и эссе. Узнайте больше, анализируйте глубже, понимайте лучше.