Сочинение Если дети эгоисты
Эгоизм… Слово, обычно с негативным оттенком, особенно, когда речь заходит о детях. Сразу представляется капризный ребенок, требующий все себе, не желающий делиться игрушками и вниманием. Но так ли все просто? Действительно ли все дети эгоисты от природы, или это лишь одна сторона сложной медали под названием «детство»?
Я думаю, что в каждом ребенке, как и во взрослом, есть зерно эгоизма. Это естественно. У каждого человека есть свои потребности, желания, стремления к комфорту и безопасности. Маленький ребенок, только пришедший в этот мир, полностью зависит от окружающих. Его главная задача – выжить и получить все необходимое для роста и развития. И крик, каприз, требование внимания – это часто единственный способ донести свои нужды до взрослых. Разве можно назвать это эгоизмом в чистом виде? Скорее, это инстинкт самосохранения, базовая потребность в любви и заботе.
Но, конечно, нельзя отрицать, что эгоистические проявления встречаются у детей довольно часто. И причина здесь не только в инстинктах. Большую роль играет воспитание. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, где исполняются все его капризы, где он находится в центре всеобщего внимания, то, несомненно, он привыкает к такому положению вещей. Он начинает считать, что его желания – самые важные, а потребности других – не имеют значения. Такие дети, как правило, не умеют сочувствовать, сопереживать, делиться. Они искренне уверены в своей исключительности и праве на все блага.
С другой стороны, ребенок, лишенный внимания и любви, тоже может проявлять эгоизм, но уже в другой форме. Он может быть замкнутым, обиженным на весь мир, требующим от окружающих постоянного подтверждения своей значимости. Его эгоизм – это скорее защитная реакция, попытка хоть как-то компенсировать недостаток тепла и заботы.
Но есть и другая категория детей – те, кто растет в атмосфере любви, уважения и понимания. Такие дети, как правило, более чуткие, добрые и отзывчивые. Они умеют делиться, сочувствовать, помогать другим. У них развивается эмпатия – способность понимать и разделять чувства других людей. Это не значит, что они совсем лишены эгоизма. Просто они умеют находить баланс между своими потребностями и потребностями окружающих. Они понимают, что мир не вращается вокруг них, что есть другие люди, у которых тоже есть свои желания и чувства. Они способны на компромиссы, на уступки, на бескорыстную помощь.
Примеров тому можно найти массу и в литературе, и в реальной жизни. Вспомним хотя бы рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Маленький мальчик, живущий в голодное послевоенное время, вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Он очень нуждается в деньгах, но при этом честен и принципиален. Учительница французского языка, видя его бедственное положение, пытается помочь ему, но мальчик отказывается от ее прямых подачек. Он не хочет чувствовать себя униженным и зависимым. В итоге, учительница идет на хитрость и начинает играть с ним в «замеряшки», подстраивая игру так, чтобы мальчик выигрывал деньги. Это пример не только доброты и милосердия со стороны учительницы, но и стойкости характера со стороны мальчика, его нежелания быть иждивенцем, его стремления к самостоятельности.
Или вспомним сказку «Цветик-семицветик» В. Катаева. Девочка Женя получает волшебный цветок, исполняющий любые желания. И сначала она тратит лепестки на всякую ерунду – на новые игрушки, на сладости, на возвращение домой. Но в конце концов, она понимает, что настоящая радость – это помогать другим. Последний лепесток она тратит на то, чтобы вылечить больного мальчика. Это пример того, как ребенок может перерасти свой эгоизм и научиться сочувствовать другим.
Так почему же некоторые дети вырастают эгоистами, а другие – нет? Я думаю, что здесь играет роль множество факторов: генетика, темперамент, окружение, воспитание, личный опыт. Но самым важным, на мой взгляд, является воспитание. Именно родители, педагоги, близкие люди формируют у ребенка основные ценности, учат его различать добро и зло, прививают навыки общения и сочувствия. Если ребенок растет в атмосфере любви, поддержки и понимания, то у него больше шансов вырасти добрым, отзывчивым и неэгоистичным человеком.
Но что делать, если ребенок все же проявляет эгоизм? Ругать его, наказывать? Я думаю, что это не самый лучший способ. Гораздо эффективнее – разговаривать с ребенком, объяснять ему, что его поведение может причинять боль другим людям, показывать на конкретных примерах, как его поступки влияют на окружающих. Важно научить ребенка ставить себя на место другого человека, понимать его чувства и переживания. Нужно хвалить ребенка за проявления доброты, щедрости, сочувствия. И, конечно, показывать положительный пример собственным поведением. Дети учатся у взрослых, перенимают их манеры, взгляды и ценности. Если родители сами эгоистичны и не заботятся об окружающих, то трудно ожидать, что их ребенок вырастет альтруистом.
В заключение хочу сказать, что нельзя делить всех детей на эгоистов и альтруистов. В каждом ребенке есть и то, и другое. Важно помочь ребенку развить в себе лучшие качества, научить его любить, сочувствовать, делиться. И тогда эгоизм перестанет быть главной чертой его характера, а уступит место доброте, щедрости и бескорыстию. Ведь именно это делает нас настоящими людьми. И, возможно, мир станет хоть чуточку лучше.
Наш сервис предлагает уникальный генератор текста для создания эссе и сочинений любой сложности. Хотите увидеть, как можно сделать профессиональный рерайт текста, получив совершенно новый вариант, сохранив при этом суть? Попробуйте прямо сейчас и получите готовый материал, отличающийся высоким качеством и оригинальностью.