Сочинение Человек как биосоциальное существо. пример из литературы
Человек – это удивительное создание природы. Мы одновременно являемся частью животного мира, подчиняясь его законам, и обладаем разумом, сознанием, речью, что выделяет нас из этого мира. Именно поэтому принято говорить о человеке как о биосоциальном существе. Биологическая составляющая нашей природы – это то, что дано нам от рождения, унаследовано от предков: инстинкты, потребности, физиология. Социальная же составляющая – это то, что формируется в процессе жизни в обществе, под влиянием культуры, воспитания, общения с другими людьми.
На мой взгляд, взаимодействие этих двух сторон и делает человека таким, какой он есть. Наши биологические потребности, например, голод или жажда, заставляют нас действовать, искать пищу и воду. Но способы удовлетворения этих потребностей, то, что мы едим, как мы это делаем, определяются уже социальными факторами, традициями, культурой.
Влияние общества на формирование человека можно увидеть на множестве примеров. Дети, выросшие в изоляции от людей, так называемые "дети-маугли", не умеют говорить, ходить прямо, не обладают социальными навыками. Они живут, как животные, потому что не получили необходимого социального опыта. Это доказывает, что биологически мы, конечно, люди, но чтобы стать полноценным человеком, необходимо общество.
Литература предлагает множество интересных примеров, иллюстрирующих взаимодействие биологической и социальной природы человека. Одним из самых ярких, на мой взгляд, является образ Тараса Бульбы в одноименной повести Николая Васильевича Гоголя.
Тарас Бульба – это запорожский казак, человек сильный, волевой, преданный своему народу и вере. В нем ярко выражены биологические черты: богатырское здоровье, неуемная энергия, жажда деятельности. Он любит битвы, войну, казацкую вольницу. Это его природная стихия. Он как будто создан для того, чтобы сражаться, защищать свою землю.
При этом Тарас Бульба – продукт своего времени и своей социальной среды. Его мировоззрение, его ценности, его представления о чести и долге сформированы казацким обществом, его традициями и обычаями. Он воспитывает своих сыновей в духе преданности Запорожской Сечи, готовности отдать жизнь за веру и товарищей. Для него нет ничего выше казацкого братства.
Однако, в образе Тараса Бульбы мы видим и трагический конфликт между биологическим и социальным. Этот конфликт проявляется в его отношениях с сыновьями, особенно с Андрием.
Андрий, в отличие от своего брата Остапа, более чувствительный и романтичный. Он способен на сильные чувства, на любовь. И когда он встречает прекрасную полячку, он забывает обо всем: о долге, о товарищах, о родине. Любовь становится для него важнее всего.
Поступок Андрия – это проявление его биологической природы, его чувственности, его стремления к счастью. Но этот поступок вступает в противоречие с социальной моралью, с казацкими ценностями. Андрий предает своих, переходит на сторону врага.
Для Тараса Бульбы это страшный удар. Он не может понять и принять поступок сына. Для него предательство – это самое страшное преступление, которое не имеет оправдания. Он сам убивает Андрия, потому что не может простить ему измену.
В этой трагической сцене проявляется вся сложность и противоречивость человеческой природы. С одной стороны, мы видим безусловную отцовскую любовь, биологическую связь между отцом и сыном. С другой стороны, мы видим преданность Тараса Бульбы социальным идеалам, его готовность пожертвовать даже самым дорогим ради этих идеалов.
В конечном итоге, Тарас Бульба остается верен своим убеждениям до конца. Он героически погибает в бою, защищая свою землю и свою веру. Его образ – это пример человека, в котором социальное победило биологическое, долг перед обществом оказался выше личных чувств.
Но можно ли сказать, что Тарас Бульба прав? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, его преданность родине и товарищам вызывает восхищение. С другой стороны, его жестокость и нетерпимость к инакомыслию отталкивают.
Мне кажется, что в идеале человек должен стремиться к гармонии между биологическим и социальным. Мы должны уважать свои природные потребности и чувства, но при этом не забывать о своей ответственности перед обществом. Мы должны быть честными с собой и с другими, стремиться к справедливости и милосердию.
Сочинение о человеке как биосоциальном существе можно проиллюстрировать и другими литературными примерами. Например, можно вспомнить историю Робинзона Крузо, который, оказавшись на необитаемом острове, смог выжить благодаря своим знаниям и умениям, приобретенным в обществе. Или можно проанализировать образ доктора Джекила и мистера Хайда, в котором показана борьба светлой и темной сторон человеческой личности.
Однако, на мой взгляд, пример Тараса Бульбы является одним из самых ярких и показательных. Он позволяет увидеть, как социальные факторы могут влиять на поведение человека, как они могут вступать в конфликт с его биологическими потребностями. И он заставляет задуматься о том, что значит быть человеком, о нашем месте в обществе и о нашей ответственности перед другими людьми.
В заключение хочется сказать, что человек – это сложное и многогранное существо. Мы не можем понять себя, если будем рассматривать только одну сторону нашей природы – биологическую или социальную. Только учитывая взаимодействие этих двух сторон, мы можем приблизиться к пониманию того, что значит быть человеком. Литература, с ее богатым опытом исследования человеческой души, помогает нам в этом. Она предлагает нам примеры из жизни, которые заставляют нас задуматься о себе, о своем месте в мире, о своих отношениях с другими людьми. И, возможно, благодаря этим размышлениям, мы становимся немного лучше. Ведь понимание себя – это первый шаг к самосовершенствованию.
Больше не нужно часами просиживать над книгами и статьями. ChatInfo – это мощный генератор текста и инструмент для рерайта текста, который поможет вам создать высококачественные работы, соответствующие вашим требованиям. Раскройте свой потенциал и забудьте о творческом кризисе с ChatInfo!