Сочинение Булгаковская Москва: итоги воландовской ревизии
Булгаковская Москва… Она манит, пугает, завораживает. На страницах романа «Мастер и Маргарита» она предстает перед нами живой, дышащей, словно настоящий организм, со своими пороками и добродетелями, своими надеждами и страхами. И вот, прибывает в этот кипящий котел Воланд со своей свитой, чтобы провести, как он сам выразился, "ревизию". Что же это за ревизия? Какие итоги она подводит?
Воланд появляется в Москве не случайно. Он – вечный наблюдатель, свидетель человеческой истории. Он пришел, чтобы посмотреть, изменились ли люди за прошедшие столетия. И увиденное его, мягко говоря, не порадовало. Москва 30-х годов, показанная Булгаковым, – это город, где правят бал лицемерие, жадность, доносительство, зависть. Люди живут в страхе, боятся говорить правду, стремятся к материальному благополучию любой ценой. Культ вещизма процветает, а духовные ценности отодвинуты на задний план.
Первые столкновения Воланда с москвичами происходят уже в самом начале романа, на Патриарших прудах. Берлиоз и Бездомный – типичные представители советской интеллигенции. Берлиоз – человек образованный, но его знание марксистской философии превратилось в догму, в инструмент подавления всякой свободы мысли. Он отрицает существование Бога, отрицает духовные начала в человеке. Бездомный – поэт, его талант задушен идеологией, он пишет стихи по заказу, лишенные искренности и вдохновения. Их спор с Воландом – это столкновение двух мировоззрений: атеистического, материалистического и духовного, признающего существование высших сил.
Итогом этой первой встречи становится трагическая гибель Берлиоза. Это не просто случайность, это символическое наказание за его слепую веру в догмы, за его отрицание духовности. Гибель Берлиоза – начало воландовской ревизии.
Но настоящая "ревизия" начинается с появления в Москве свиты Воланда. Каждый из его помощников – это своеобразный инструмент обличения человеческих пороков. Коровьев (Фагот) – плут и балагур, он легко проникает в "высшие" слои общества и разоблачает их лицемерие и глупость. Азазелло – ловкий и жестокий исполнитель воли Воланда, он наказывает тех, кто перешел границы дозволенного. Гелла – вампирша, олицетворение чувственных соблазнов. И, конечно, кот Бегемот – самый яркий и запоминающийся персонаж свиты, воплощение хаоса и анархии.
Проделки свиты Воланда в Москве – это череда комических и трагических ситуаций, в каждой из которых проявляются человеческие слабости и пороки. В Варьете Коровьев и Бегемот устраивают сеанс черной магии, в результате которого москвичи теряют головы (в прямом и переносном смысле) из-за жажды наживы и алчности. Посетительницы Варьете сходят с ума от желания получить бесплатные наряды, а мужчины готовы драться за внезапно свалившиеся на них деньги. Эта сцена ярко демонстрирует моральную деградацию общества, его одержимость материальными ценностями.
История с председателем жилищного товарищества Никанором Ивановичем Босым – еще один пример воландовской "ревизии". Босой – типичный представитель советской бюрократии, человек, злоупотребляющий своим положением и берущий взятки. За хранение валюты он попадает в психиатрическую клинику, где сталкивается с другими "ненормальными" с точки зрения советской системы людьми. Эта сцена показывает, как легко в то время можно было лишиться свободы за малейшее отклонение от официальной идеологии.
Посещение Воландом и его свитой квартиры №50, где раньше жил Берлиоз, превращается в настоящий хаос. Жильцы дома мучаются от проделок нечистой силы, их жизнь становится невыносимой. Эта сцена символизирует разрушение старого мира, основанного на лжи и лицемерии. Воланд и его свита очищают Москву от этой скверны.
Но воландовская "ревизия" – это не только обличение пороков. Это еще и проверка на человечность. Воланд испытывает москвичей, чтобы увидеть, остались ли в них доброта, сострадание, милосердие. К сожалению, большинство из них не выдерживает этого испытания.
Исключением является Маргарита. Она проходит через множество испытаний, но не теряет своей человечности. Она готова пойти на сделку с дьяволом, чтобы спасти своего возлюбленного, Мастера. Любовь Маргариты – это единственная настоящая ценность в мире корысти и лжи.
Бал у Воланда – кульминация воландовской "ревизии". Маргарита становится королевой бала, и перед ней предстают души грешников, совершивших злодеяния в разные эпохи. Этот эпизод показывает вечную борьбу добра и зла, напоминает о неотвратимости возмездия за совершенные грехи.
Мастер, автор романа о Понтии Пилате, также становится жертвой московской действительности. Его роман отвергнут критиками, его преследуют, он лишается свободы. Мастер – это человек, который пытается говорить правду, но сталкивается с непониманием и враждебностью окружающих.
Встреча Мастера и Маргариты с Воландом становится для них освобождением. Воланд возвращает Мастеру его рукопись, дает ему возможность закончить свой роман. Но самое главное – он дарует им вечный покой. Мастер и Маргарита не заслужили свет, но они заслужили покой.
Итоги воландовской "ревизии" неоднозначны. С одной стороны, Москва предстает перед нами городом, погрязшим в пороках, городом, где духовные ценности подменены материальными. С другой стороны, в этом городе находятся люди, способные на любовь, сострадание, самопожертвование.
Воландовская "ревизия" – это своеобразное зеркало, в котором отражаются человеческие слабости и пороки. Булгаков показывает нам, что зло существует не только в потустороннем мире, но и в сердцах самих людей. И только от нас зависит, сможем ли мы победить это зло в себе.
После "ревизии" Воланда Москва уже не будет прежней. Хотя внешне все вернется на круги своя, в душах людей останется след от встречи с нечистой силой. Возможно, кто-то задумается о своей жизни, о своих поступках, о своих ценностях.
Роман «Мастер и Маргарита» – это не просто фантастическая история. Это глубокое философское произведение, которое заставляет нас задуматься о вечных вопросах бытия, о добре и зле, о любви и ненависти, о смысле жизни. И воландовская "ревизия" – это один из ключевых элементов романа, помогающий нам понять его глубокий смысл. Она напоминает нам, что зло всегда рядом, и только наша внутренняя сила, наша вера в добро и справедливость может помочь нам противостоять ему.
Этот генератор текста ищет скрытые смыслы и предлагает альтернативные интерпретации, а функция рерайт текста поможет переосмыслить существующие критические статьи, взглянуть на культовый роман по-новому и создать уникальную работу.